«Исследовательская деятельность учащихся в учреждении общего среднего образования»

Наука – это труд тяжелый! 

Наука – это волшебство.

И если в жизни раз коснулся ее сердцем…

Взлететь от радости открытия будет вам дано! 

Наука никогда не даст вам умереть от скуки!

И сделает ваш ум острее, чем топор! 

Так пусть сегодня здесь господствуют Науки,

Кипят дискуссии, звучит вопросов дружный хор!

 

Девиз:    Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днём.

 

Помни: наука даёт крылья уму, а знания излечивают от невежества.

 

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЗАЩИТЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ И ПОБЕДИТЬ

Публичное выступление учащихся-исследователей носит характер научно-практической дискуссии и происходит в обстановке дружественности и поддержки, но с повы­шенными требованиями к обоснованности, достоверно­сти, самостоятельности, теоретической и практической значимости проведенного исследования.

 

1. О содержании публичного выступления.

Основное содержание публичного выступления докладчика должно от­ражать суть, краткий ход, личный вклад в проведенное исследование, главные итоги: теоретическую и практическую новизну и значимость результатов. Свое выступление докладчик строит на основе чтения (лучше пересказа) заранее подготовленного текста, призванного пока­зать высокий уровень теоретической подготовки, эрудицию и способ­ность доступно дать основные научно-практические результаты прове­денного исследования. Докладчик должен понимать, что за опреде­ленное время он должен изложить информацию, способную расширить существующие границы представлений участников конференции по теме проведенного исследования.

Учащийся-исследователь должен поставить себе задачу подготовить со­держание доклада и аргументировать ответы на вопросы так, чтобы они были понятны широкому кругу людей. Все это будет способствовать благоприятному впечатлению и расположению к докладчику со стороны присутствующих на конференции.

 

2. Примерный план публичного выступления.

Ниже приведены пункты примерного плана публичного выступления докладчика и варианты их наполнения.

 

Пункты

Варианты:

1.  Приветствие

«Добрый день!», «Уважаемый ведущий конференции! Уважаемые члены комиссии и присутствующие!»

 

2. Представление (фамилия, имя, класс, образовательное учреждение, город)

«Меня зовут … Я учащийся(щаяся)  класса, гимназии (школы, лицея, …) № 1 (  ) города»

 

3.  Цель выступления

«Цель моего выступления – дать новую информацию по теме проведенного мной исследования в области …»

 

4.  Название темы исследования

«Название темы: …»

 

5.  Актуальность исследования (обоснование выбора темы исследования)

«Актуальность и выбор темы исследования определены следующими факторами:

во-первых, … . во-вторых, … . в третьих, …»

 

6.  Кратко о поставленной цели исследования и способах ее достижения

«Цель моего исследования –

Основные задачи исследования и способы их решения: »

 

7.  Кратко о новых результатах в ходе проведенного исследования

«В ходе проведения исследования получены следующие новые теоретические и (или) практические результаты:

1. Получены новые знания следующего характера: …

2. Выдвинуты новые гипотезы и идеи: …

3. Созданы новые проблемы (задачи): …

4. Определены новые проблемы (задачи): …»

 

8.  Выводы по результатам проведенного исследования

«На основании проведенного исследования и полученных результатов можно сделать следующие выводы: …»

 

9.   Кратко о дальнейших шагах по теме проведенного исследования

«Считаю, что данная тема имеет перспективы развития в следующих направлениях: »

 

10.  Благодарность за внимание к выступлению

«Благодарю за проявленное внимание к моему выступлению»

 

Дискуссия по теме доклада:

11.  Ответы на вопросы

«Спасибо (благодарю) за вопрос,

а) мой ответ …

б) у меня, к сожалению, нет ответа, т.к. рассмотрение данного вопроса мной не проводилось.

в) Спасибо, Ваш вопрос понятен (интересен) …

г) Простите, я не понял (а) вопроса. Повторите его, пожалуйста!

д) Правильно ли я понимаю, что задан вопрос: … ?

ж) Ответ на данный вопрос требует достаточно подробного объяснения, если на это будет предоставлено время, то я готов (ва) ответить »

 

12. Благодарность за интерес и вопросы по теме исследования

«Благодарю за интерес и вопросы по теме проведенного мной исследования. Всего доброго»

1.  О форме публичного выступления

Успех во многом зависит от формы публичного выступления. Докладчик должен осознавать, что восприятие и понимание участниками конфе­ренции предлагаемой новой информации во многом определяется фор­мой контакта с аудиторией и формой подачи результатов исследования. Наличие у докладчика куража — [< фр. courage отвага] — смелость, за­дор (в лучшем понимании этого слова), как правило, создает поло­жительную эмоциональную атмосферу у всех участников конференции.

1.  Факторы, влияющие на успех публичного выступления.

До, во время и после выступления необходимо учесть существенные факторы, непосредственно связанные с формой публичного выступле­ния — это внешний вид и речь докладчика, используемый им демонст­рационный материал, а также форма ответов на вопросы в ходе дис­куссии. Ниже приведены рекомендации к каждому из обозначенных факторов.

1.  Внешний вид докладчика

2.  Речь

·  Одежда — чистая, элегантная, деловая, комфортная, не долж­на пестрить цветами, стеснять дыхание и движения.

·  Прическа — аккуратная.

·  Мимика —   отражающая уверенность и дружелюбие по от­ношению к аудитории.

·  Фигура — подтянутая: спина — прямая, плечи — разверну­ты.

·  Движения —   свободные, уверенные, плавные; неагрессив­ные.

·  Громкость — доступная для восприятия слов отдаленными слушателями, но без крика и надрыва.

·  Произношение слов — внятное, четкое, уверенное, полное (без глотания окончаний), с правильным литературным ударени­ем.

·  Темп — медленный — в значимых зонах информации, сред­ний — в основном изложении, быстрый — во вспомогательной информации.

·  Интонация — дружественная, спокойная, убедительная, вы­разительная, без ироничных и оскорбительных оттенков.

·  Направленность речи —должна быть ориентирована в сторо­ну основной аудитории, а не к председателю (ведущему) и чле­нам комиссии, если они находятся сбоку или сзади докладчика.

 

7.   Демонстрационный материал

·  Приборы, модели, конструкции и другие наглядные предметы. Наглядные предметы и действия над ними являются эффективным средством успешного взаимодействия с присутствующими. Демонстра­ция реальных предметов привлекает внимание, способствует оператив­ному пониманию и усвоению новой информации. Докладчику необхо­димо заранее предусмотреть (при необходимости подготовить) место для размещения наглядных предметов. При демонстрации работы предметов или при проведении опытов док­ладчику необходимо соблюдать технику безопасности жизни людей, а также целостность, чистоту помещения.

·  Слайды, кино- и видеоролики, компьютерные презентации. Видеоматериалы являются современными средствами изобразительной наглядности и эффективны для восприятия информации присутствую­щими. Докладчику необходимо заранее предусмотреть (при необходи­мости подготовить и проверить) технические и организационные сред­ства демонстрации видеоматериалов.

·  Плакаты, схемы, чертежи, таблицы, графики, рисунки и другие материалы, оформленные на бумажном носителе. «Бумажный» материал должен быть удобен для восприятия присутст­вующими, кроме того, удобен докладчику при переноске, демонстра­ции, креплении и снятии. Содержание плакатов, схем и т.д. рекоменду­ется рисовать/писать в увеличенном масштабе. Докладчику необходимо заранее предусмотреть (при необходимости подготовить) место не толь­ко для удобной демонстрации плакатов, но и подготовить средства их оперативного крепления и последующего снятия. Во время ссылки на тот или иной плакат докладчику рекомендуется пользоваться обычной и/или лазерной указкой. Возможен вариант, когда докладчик заранее готовит необходимое ко­личество малоформатных копий плакатов, схем и т.д. и до выступления раздает их присутствующим.

·  Записи на доске, флипчарте. Записи на доске (флипчарте) обогащают устное выступление, но при этом докладчику необходимо учитывать временные затраты на запись, а также следить за четкостью и аккуратностью ее исполнения.

·  Дискуссия по теме доклада. После основного выступления начинается дискуссия по теме доклада, в которой участвует докладчик и оппонент. Докладчику в устной форме могут задаваться любые вопросы, связанные с темой проведенного ис­следования. Вопросы могут быть разными и по содержанию и по фор­ме: уточняющие, проверяющие, развивающие и др. Докладчик должен быть готов, прежде всего, психологически к такому разнообразию во­просов. Во время ответа докладчик должен проявлять тактичность к оппоненту Прежде чем отвечать на вопрос, необходимо внимательно выслушать и при необходимости уточнить и записать вопрос. Рекомендуется на за­данный вопрос отвечать сразу, а не выслушивать все вопросы, а затем на них отвечать. Докладчику надо учитывать, что краткий, четкий и хорошо аргументированный ответ на предыдущий вопрос может ис­ключить малосущественные дополнительные вопросы. Если при ответе возможны ссылки на текст исследовательской работы, то их рекомендуется делать. Это придает ответам наибольшую убеди­тельность и одновременно позволяет подчеркнуть достоверность резуль­татов проведенного исследования.

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

 

Рекомендации по оформлению мультимедийной презентации

ü  Понятные рисунки, диаграммы и графики.

ü  Откажитесь от громоздких таблиц с большим количеством чисел. Воспользуйтесь диаграммой или графиком и прокомментируйте имеющиеся изменения.

ü  Читаемый текст.

ü  Наименьший размер шрифта, который могут увидеть зрители аудитории – 18 (если зритель сидит у компьютера), 24 (если презентация создается для показа в зале через проектор). На одном слайде располагайте не более 5-6 элементов списка. Если важных объектов много, то добавьте еще один слайд.

ü  Контрастность цвета фона и основного текста.

ü  По статистике светлый фон лучше тёмного.

ü  Минимум анимации.

ü  Титульный слайд и заголовки слайдов оставляйте без анимации. Используйте её для выделения самой важной информации, в других случаях она будет отвлекать от восприятия содержания слайда.

ü  Подбор цветовой схемы.

ü  Используйте максимум три-четыре цвета. Чем проще, тем лучше. Множество цветовых оттенков болезненно воспринимаются, слабо запоминаются.

ü  Можно сделать отличную презентацию, используя всего два цвета. Искусство оформления приходит с опытом. Пробуйте и найдете лучший вариант. В состав эскизов РоwеrРоint входят профессионально подобранные цветовые схемы, используйте их.

ü  Если нужно зарядить энергией, взбодрить, мотивировать к чему-либо, используйте сильные оттенки. Если, наоборот, нужно создать мирную атмосферу, лучше использовать пастельные тона, ослабить агрессивные цвета.

ü  Единый стиль оформления.

ü  Фон слайда, формат текста и объектов на протяжении всей презентации следует использовать одинаковые.

ü  Используйте внешние рисунки и фотографии, а также видео.

ü  Видео подготавливайте в разных форматах (vob, wma, avi), так как аппаратура, на которой будет демонстрироваться презентация, может не прочитать выбранный формат.

 

Основными этапами презентации являются:

1.  Подготовка к презентации

2.  Структурирование выступления

3.  Составление записи

4.  Использование вспомогательных средств

5.  Подача материала

6.  Резюме

 

1. Подготовка к презентации

При подготовке к любой презентации необходимо учитывать три основных фактора:

1.  Тип аудитории

2.  Цель выступления

3.  Составление материала

 

2. Структурирование выступления

Традиционно выступление имеет такую структуру:

1.                     Вступление, или начало (10%)

2.                     Основная часть, или середина (80%)

3.                     Резюме, или окончание (10%).

 

Вступление направлено на формирование интереса аудитории через обоснование социальной и личностной значимости темы. Целесообразно начинать свое выступление с чего-то необычного, неожиданного – цитаты, вопроса, примера, показа чего-либо.

 

Основная часть – это раздел, в котором излагаются аргументы и структурированная информация. Информация может быть представлена через известную структуру 4-х «П»:

1.  Положение (тезис)

2.  Проблема (формулировка)

3.  Потенциал (возможность решения проблемы)

4.  Предложения (наилучшее решение проблемы)

Применение этой структуры даст возможность создать полное, логическое описание основной информации.

 

Резюме – это суммирование основных пунктов выступления, которое должно быть кратким и острым, чтобы отпечататься в сознании аудитории. При этом нет необходимости приводить новые аргументы.

 

Примерная структура выступления учащегося

1.  Подготовка аудитории к восприятию, стимулирование интереса слушателей к докладчику.

2.  Постановка проблемы, демонстрация её актуальности, основной тезис (идея, гипотеза) исследования.

3.  Объявление цели, задач исследования и плана доклада.

4.  Рассказ о том, как решалась первая задача и какие получены результаты.

5.  Рассказ о том, как решалась вторая задача исследования и какие получены выводы (и далее по каждой задаче).

6.  Возвращение к основному тезису исследования, демонстрация того, что цель достигнута.

7.  Формулировка выводов.

В статье Е.Тягловой предлагаются полезные рекомендации для ответов на вопросы, которые получает докладчик.

 

3. Составление записи выступления

При подготовке выступления используют один из трех способов записи:

1.  Краткие пометки в соответствии с планом выступления

2.  Более пространная запись, включая вступление, связки между структурными частями, резюме.

3.  Полный сценарий выступления, представленный в форме разговорных фраз (идиом).

 

Краткие пометки уместны, когда Вы хорошо знаете свои аргументы, предмет беседы довольно прост, Вы – опытный оратор.

 

Более пространная запись подходит, когда Вы знаете свой материал хорошо или материал не настолько сложен, что требует полного сценария.

 

Полный сценарий необходим, когда:

1) презентация запланирована;

2) мероприятие будет записываться;

3) имеется определенная последовательность видео/аудио демонстрации, требующая конкретных подсказок для ассистента-оператора;

4) Вы – неопытный оратор;

5) Вы не надеетесь на свою память.

 

Рекомендации для подготовки записей выступления:

1.  Для пометок лучше всего использовать карточки, поскольку их легко держать в руке.

2.  Пишите только на одной стороне карточки, чтобы не тратить время на переворачивание.

3.  Используйте различные цвета для пометок, означающих использование аудио/видео средств, пауз или участие аудитории.

4.  Пишите большими четкими буквами, чтобы было легко читать записи.

5.  Выучите наизусть вступление и заключение, чтобы вызвать доверие аудитории и сохранить ее интерес.

6.  Пронумеруйте каждую страницу в правом верхнем углу, чтобы не перепутать записи и сохранить последовательность изложения.

7.  Если страницы сценария требуется переворачивать, используйте папку с направляющими кольцами.

8.  Всегда готовьте записи самостоятельно, так как только Вы знаете свою информацию досконально и моменты, когда необходимо сделать особый акцент.

 

4. Использование вспомогательных средств

Технические и наглядные средства могут существенно способствовать эффективности любой презентации, поскольку стимулируют не только слушание, но и другие чувства – видение, касание, осязание, обоняние. Правильный выбор средств увеличивает воздействие, понимание и сохранение информации в памяти участников презентации.

 

Виды технических и наглядных средств:

1.  Проектор

2.  Стенд (постер)

3.  Доска (меловая, пластиковая)

4.  Видеомагнитофон

5.  Компьютер

6.  Диски

7.  Образцы продукции

8.  Карты или иллюстрации

9.  Рекламные листки и др.

 

Рекомендации:

1.  Всегда говорите только с аудиторией, никогда не говорите с доской или экраном.

2.  Не загораживайте изображение, используйте указку или протянутую руку.

3.  Если Вам надо что-то нарисовать или написать, сначала сделайте это, затем говорите.

4.  Если работа над доской или экраном должна быть продолжительной, например, рисование, вовлекайте в этот процесс аудиторию, разговаривая с ней.

5.  Следуйте общим рекомендациям работы с мультимедийными средствами.

 

5. Подача материала

При подаче материала следует применять разнообразные коммуникативные средства – вербальные, невербальные и паралингвистические.

 

К вербальным средствам относятся: речь (правильность или неправильность), подбор выражений, смысл высказываний. Следует помнить, что письменная и живая речь отличаются друг от друга. Желательно накапливать опыт публичных выступлений, приобретать риторические навыки.

 

Паралингвистическими сигналами выступают особенности произнесения речи и неречевых звуков, качества голоса. Рекомендации таковы:

§  отчетливость речи,

§  доброжелательность интонации,

§  громкость голоса – средняя,

§  высота тона – низкая,

§  быстрота речи умеренная.

 

К невербальным средствам следует отнести:

ü расположение в пространстве (угол поворота и наклона тела, дистанция);

ü позы (открытые/закрытые, симметричные/ассиметричные);

ü жесты (движения рук);

ü мимика (улыбка, выражение лица);

ü взгляд (продолжительность и частота контакта глаз),

ü оформление внешности (одежда, прическа, макияж);

ü запахи (соблюдение гигиены, применение косметики),

ü прикосновения (ритуализированные – пожатие рук и проч.).

 

При выступлении не рекомендуются:

Ø ритмические движения (постукивание ногой об пол);

Ø движения большой амплитуды (раскачивание туловища из стороны в сторону),

Ø резкие движения (взмахивание рук);

Ø неритуализированные прикосновения (похлопывание по плечу).

 

Как подготовить доклад для защиты исследовательской работы

Для того чтобы вложиться в 7 – 8 минут выступления (2 – 3 минуты оставляем для установления психологического комфорта), необходимо 5 страниц печатного текста (размер шрифта 14 и интервал 1,5).

1. Во введении (примерно 1 страница) необходимо привлечь внимание слушателей, установить с ними контакт. Введение посвящено цели и задачам работы, её актуальности.

2. Основная часть (примерно 3 страницы) должна раскрыть сущность и итоги исследования: акцент на новой информации, полученной в процессе научного поиска; перспективы дальнейшего развития темы.

3. В заключении (примерно 1 страница) необходимо сказать главное, подвести итог сказанному, дать в сжатом виде итоги проделанной работы и рекомендации по их практическому использованию.

Ответы на вопросы – важный этап успешной защиты работы. При этом необходимо обязательно сохранять культуру поведения и избегать категоричности. Вопросы может задать и члены жюри, и любой из присутствующих на выступлении, и учащийся должен быть к этому готов. Вопрос дает ещё одну возможность продемонстрировать учащемуся обстоятельность и глубину изучения темы. Если докладчику задают вопрос, то это значит, что тема заинтересовала, привлекла внимание слушателей.

 

Обратите внимание на форму ответа на вопросы:

1.                     Спасибо за вопрос:

а) мой ответ …; Согласно этике проведения научных дискуссий, перед тем, как отвечать по существу на заданный вопрос, принято поблагодарить его автора. Ведь спрашивающий проявил интерес к вашей работе.

б) у меня, к сожалению, нет ответа, поскольку рассмотрение этого вопроса не входило в границы моего исследования.

 

2. Спасибо, ваш вопрос понял (-а) … .

 

3. Извините, я не понял (-а) вопроса. Повторите его, пожалуйста! В противном случае, есть опасность того, что вы отвечаете не на вопрос, который вам задали, а на свою версию вопроса. Не стоит впадать в другую крайность – начинать уточнять очевидные и понятные вещи.

 

4. Правильно ли я понял, что заданный вопрос …?

 

5. Ответ на заданный вопрос требует достаточно подробного объяснения, если на это будет выделено время, я готов(-а) ответить на него.

 

Рекомендуется организовать предварительное выступление учащегося перед небольшой аудиторией, например, перед классом. Это поможет докладчику во время выступления на конференции чувствовать себя увереннее.

 

Рекомендации по составлению презентации:

1.  Презентация не должна повторять текст выступления.

2.  На слайды выносятся определения, термины, материалы, которые имеют принципиальное значение для представленного исследования.

3.  Графики, рисунки, диаграммы, фотографии и т.п. должны по возможности максимально заполнять поле экрана.

4.  Цветовое оформление фона слайдов не должно вызывать усталости и раздражения для глаз (на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов).

5.  Категорически нельзя читать слайды и «перегружать» их.

6.  На слайде не должно быть слишком много слов.

 

Обращаем внимание, что дополнительные баллы за наличие презентации на конференции, как правило, не предусматриваются.

 

Структура презентации на 7 – 8 минут:

1-й слайд. Название работы, Ф.И.О. автора, класс, учреждение образования, Ф.И.О. руководителя, ученая степень и ученое звание, должность, место работы.

2 – 4-й слайды. Методология работы (цель, задачи, предмет, объект, актуальность).

5 – 6-й слайды. Итоги анкетирования (если проводилось).

7 – 8-й слайды. Содержание работы.

9- 11-й слайды. Итоги по разделам.

12-й слайд. Практическая значимость работы.

13 – 14-й слайды. Итоги исследования.

15-й слайд. Спасибо за внимание!

На 7 – 8 минут достаточно 12 – 15 слайдов [6].

 

Критерии оценки конкурсных исследовательских работ

1. Эрудированность автора в рассматриваемой области:

– степень знакомства с современным состоянием проблемы,

– использование известных результатов и научных фактов в работе,

– полнота цитируемой литературы, ссылка на учёных и исследователей, занимающихся данной проблемой.

 

2. Оценка собственных достижений автора:

– использование дополнительных знаний,

– степень новизны полученных результатов,

– научно-практическая значимость работы.

 

3. Характеристика работы:

– грамотность и логичность изложения материала,

– структура работы (введение, постановка задач, решение, выводы).

 

Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности

 

www.nsportal.ru – материалы в помощь педагогам по организации исследовательской деятельности (методические рекомендации, мультимедийные презентации и др.).

www.openclass.ru – материалы в помощь педагогам по организации проектной и исследовательской деятельности (опыт работы).

www.festival.1september.ru – материалы в помощь педагогам по организации проектной и исследовательской деятельности (опыт работы, методические рекомендации, мультимедийные презентации и др.).

www.internet-konfweb202011.blogspot.com – материалы Интернет-конференции «Социальные сервисы WEB 2.0 в образовании: опыт, проблемы, перспективы».

www.vio.uchim.info – Целевой педагогический проект «Организация исследовательской деятельности школьников в общеобразовательном учреждении».

www.aleshinanataly.blogspot.com/ – рекомендации в помощь научному руководителю исследовательской деятельностью учащихся (Интернет- ресурсы, список литературы).

http://radschool.ehost.by/p209aa1.html – материалы по организации исследовательской деятельности учащихся, проведению районной конференции.

http://sosh28.0222.by/upload/scool28-issled.doc – школьный проект «Исследовательская деятельность учащихся как метод развития творческих способностей учащихся».

http://iro.readme.by/ –в разделе «Публикации» содержатся методические рекомендации, опыт работы педагогов, исследовательские работы учащихся, победителей конкурсов исследовательских работ от областного до республиканского уровней.

iro.gomel.by/images/doc/pecomend/isledgym.doc- организация исследователь-ской деятельности учащихся

lgrg.ucoz.ru/_ld/0/30_______-.doc- материалы по организации проектной и исследовательской деятельности                                                   

http://www.учпортал.бел/index.php/metodichki/214-issledovaniya/188-  организация исследовательской деятельности учащихся по предметам общественно-гуманитарного цикла

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.       Абрамчик, Е. Педагогика толерантности: история холокоста. О воспитании толерантности у школьников через исследовательскую деятельность / Е. Абрамчик // Минская школа сегодня. – 2001. ‑ № 12. – С. 28-31.

2.       Белоусова, Т.Н. Влияние педагогических мифов на организацию исследовательской и проектной деятельности школьников / Т.Н. Белоусова // Стандарты и мониторинг в образовании. ‑ 2010. ‑ № 6. – С. 44-49.

3.       Белоусова, Т.Н. Исследования и проекты: что снижает мотивацию к познанию / Т. Н. Белоусова // Народное образование. – 2010. – № 8. – С. 169-176.

4.       Гузеев, В.В. Исследовательская работа школьников: суть, типы и методы / В.В. Гузеев // Школьные технологии. – 2010. ‑ № 5. – С. 49-53.

5.       Данілевіч, А. З вопыту арганізацыі навукова-даследчай дзейнасці вучняў / Алена Данілевіч // Образование Минщины. – 2011. ‑ № 6. – С. 42-44.

6.       Дереклеева, Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. / Н.И.Дереклеева. – М.: 5 за знания, 2008. – 224 с.

7.       Дереклеева, Н.И. Научно-исследовательская деятельность учащихся и учителей.Необходимые условия и алгоритмы организации / Н.И. Дереклеева // Кіраванне ў адукацыі. – 2010. ‑ № 9. – С. 27-41.

8.       Драбеня, Ф.В. Апрабацыя вынікаў вучнёўскага даследавання / Ф.В.Драбеня // Столичное образование. – 2011.  – № 5.– С. 16 – 18.

9.       Дроговоз, И.Г. Как организовать исследование и получить результат / И.Г.Дроговоз // Столичное образование. – 2011.  – № 5.– С.49 – 51.

10.  Жвалевская, Д. Исследовательский подход в обучении / Д.Жвалевская // Образование Минщины. – 2011. – № 1. – С. 50-53.

11.  Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии – 2 / Н.И.Запрудский. – Минск, 2010. – 256 с.

12.  Зачёсова, Е.В. Написание текстов: рекомендации юным авторам учебных исследований и их руководителям. / Е.В.Зачёсова // Школьные технологии.– 2006.– № 5. – С.105 -111.

13.  Земскова, Г.М. Управление исследовательской деятельностью учащихся через работу школьного научного общества / Г.М. Земскова // Методист. – 2011. ‑ № 9. – С. 51-58.

14.  Исследовательская работа школьников / сост. И.С. Криволап. – Минск: Краско-Принт, 2005. – 176 с. – (Педагогическая мастерская).

15.  Карпов, А.О. Как организовать систему исследовательского обучения школьников / А.О. Карпов // Школьные технологии. – 2011. ‑ № 3. – С. 98-105.

16.  Котельникова, Я.А. Некоторые особенности организации и оформления исследовательской работы учащихся: методическое пособие для педагогов, организующих исследовательскую деятельность школьников / Я.А.Котельникова // Исследовательская работа школьников. – 2009. – № 1. – С. 49–61.

17.  Клементьевская, Е.А. Система работы с одарёнными и высокомотивированными детьми / Е.А. Клементьевская // Исследовательская работа школьников. – 2009. – № 2. – С. 33–47.

18.  Краевский, В.В. Методологические характеристики научного исследования / В.В. Краевский // Народное образование. – 2010. – № 5. –

19.  С. 135-143.

20.  Маслова, Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. / Е.В.Маслова. – М.:АРКТИ, 2006.– 64 с.

21.  Образцы оформления библиографического описания в списке источников // Инструкция по оформлению диссертации, автореферата и публикаций по теме диссертации: утв. постановлением аттестационной комиссии Республики Беларусь от 22 февраля 2006 г. № 2. // Адукацыя і выхаванне. – 2006. – № 5. – С.77–82.

22.  Опыт организации исследовательской деятельности школьников «Малая академия наук» / авт.-сост. Г.И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с.

23.  Организация исследовательской деятельности учащихся: тема номера // Столичное образование сегодня. ‑ 2011. – № 5.

24.  Организация работы научно-исследовательской деятельности по истории в средней школе / сост. Л.Л.Калина, Т.Б.Карасёва. – Мозырь, 2008.

25.  Радевич, Е.В. Исследователь в классе: развитие навыков исследовательского поведения школьников / Елена Радевич // Образование Минщины. – 2011. ‑ № 6. – С. 49-53.

26.  Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учебное пособие. / А.И.Савенков. – М.: Ось-89, 2006. – 480 с.

27.  Савенков, А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников: методическое пособие / А.И. Савенков. – Москва: Генезис, 2005. – 203с.

28.  Савенков, А. Учебно-исследовательская практика в современном образовании / А.Савенков // Образование Минщины. – 2011. ‑ № 2. – С. 75-79.

29.  Сафонов, Н.Н. Исследовательская деятельность – условие, средство и результат развития одаренности / Н.Н. Сафонов // Русский язык и литература. – 2011. ‑ № 6. – С. 41-44.

30.  Тяглова, Е.В. Методика апробации результатов исследовательской деятельности учащихся. / Е.В.Тяглова // Школьные технологии. – 2007. – № 1. – С.103-118.

31.  Файн, Т.А. Исследовательский подход в обучении / Т.А. Файн // Практика административной работы в школе. – 2003. – №6. –С.14-23.

32.  Файн, Т.А. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников / Т.А. Файн // Практика административной работы в школе. – 2003. – №7 – С.35-45; – 2004. – №1. – С.42-46.

33.  Чечель, И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе / И.Д. Чечель. – М., 1998

34.  Шарипов, Б.Ж. Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в инновационных школах / Б.Ж. Шарипов // Информатика и образование. – 2010. ‑ № 11. – С. 113-117.

35.   

Сайты по тематике исследовательских работ по учебным предметам

 

http://terra.pokori.net/index.php/temy-issledovatelskikh-rabot-da-nach-klassov- тематика исследовательских работ для начальных классов

https://novka.schools.by/news/136733- тематика исследовательских работ для начальных классов

temagenerator.ru/izbrannye-temy/- темы исследовательских работ для учащихся

naroddiplom.ru/213-temy-uchebno-issledovatelskix-rabot-dlya-uchashhixsya-10-x-kl…- темы исследовательских работ для учащихся 3 ступени общего среднего образования

 

Критерии оценивания исследовательских работ учащихся

 

Критерий 1.  Постановка цели и задач (максимум 3 балла)

Цель и задачи  не сформулированы

0

Цель сформулирована, но не обоснована. Задачи не соответствуют цели.

1

Цель ясно сформулирована и обоснована в общих чертах. Задачи соответствуют цели частично.

2

Цель определена, ясно сформулирована, четко обоснована. Задачи соответствуют цели.

3

Критерий 2. Актуальность темы (максимум 3 балла)

 

Актуальность темы не обоснована

0

Назван лишь один из возможных аспектов актуальности темы.  Степень актуальности определить сложно.

1

Актуальность темы обоснована, однако не выявлены все ее важные аспекты

2

Актуальность темы обоснована в полной мере, тема  имеет большой практический и теоретический интерес.

3

Критерий 3. Глубина раскрытия темы (максимум 3 балла)

 

Тема не раскрыта

0

Тема раскрыта фрагментарно

1

Тема раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы

2

Тема раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы

3

Критерий 4. Анализ хода работы, выводы и перспективы (максимум 3 балла)

 

Не предприняты попытки проанализировать ход и результат работы.  Исследование проведено не в соответствии со сформулированными целью и задачами, исходной гипотезой (идеей). Выбор методов и инструментальных средств исследования осуществлен без учета анализа разработанности темы (проблемы) исследования и определения данных для использования в исследовании. Не представлены данные, полученные при проведении исследования, или не осуществлены их анализ и обработка

0

Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы.  Исследование частично проведено в соответствии со сформулированными целью и задачами, исходной 1 гипотезой (идеей). Частично проведен анализ разработанности темы (проблемы) исследования. Данные для использования в исследовании не определены. Выбор методов и инструментальных средств исследования осуществлен без учета данных. Представлены данные, полученные при проведении исследования, но не осуществлены их анализ и обработка

1

Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в работе. Исследование в основном проведено в соответствии со сформулированными целью и задачами, исходной гипотезой (идеей). В основном корректно проведен анализ разработанности исследуемой темы (проблемы) исследования и определены данные для использования в исследовании, осуществлен выбор методов и инструментальных средств исследования. Представлены данные, полученные при проведении исследования, в основном корректно осуществлены их анализ и обработка

2

Сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы.  Исследование проведено в соответствии со сформулированными целью и задачами, исходной гипотезой (идеей). Корректно проведен анализ разработанности исследуемой проблемы и определены данные для использования в исследовании, осуществлен выбор методов и инструментальных средств исследования. Представлены данные, полученные при проведении исследования, корректно осуществлены их анализ и обработка на соответствие исходной гипотезе (идее)

3

Критерий 5. Достоверность и обоснованность результатов работы исследовательского характера (максимум 3 балла)

 

Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора. Общее или слабое ориентирование в заданной области. Результаты исследования недостоверны; не обоснованы и не систематизированы; выводы не отражают проведенное исследование

0

Результаты исследования частично достоверны; частично обоснованы, обобщены и систематизированы; выводы частично отражают проведенное исследование, не всегда сформулированы четко и в соответствии с заявленными целью и задачами Автор проявил незначительный интерес к теме, но не продемонстрировал самостоятельности в работе.

1

Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему, применены элементы творчества. Собственная разработка отдельных вопросов, глубокая проработка имеющихся источников. Результаты исследования в основном достоверны; в основном обоснованы, обобщены и систематизированы; выводы в основном отражают проведенное исследование, сформулированы в соответствии с заявленными целью и задачами.

2

Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее работы. Собственная постановка проблемы или задачи, непосредственное участие в эксперименте, использование в работе аналитических методов и т.д. и т.п. Результаты исследования достоверны; обоснованы, обобщены и систематизированы; выводы отражают проведенное исследование, сформулированы четко и в соответствии с заявленными целью и задачами .

3

Критерий 6.  Исследовательский подход к работе.  Теоретическая и (или) практическая значимость результатов работы  (максимум 2 балла)

 

Данный критерий в работе не представлен. Теоретическая и практическая значимость исследования отсутствует

0

Проведено небольшое (фрагментарное) исследование. Содержащиеся в работе идеи и заключения не отличаются оригинальностью, представленные практические результаты частично отвечают цели исследования и имеют прикладное значение

1

Полученные в работе результаты уточняют и конкретизируют известные теоретические положения и практические результаты; высказано предположение о возможности использования результатов в образовательной;практике и / или в повседневной жизни; представленные практические результаты в основном отвечают цели исследования и имеют прикладное значение

2

Работа содержит оригинальные идеи, заключения; обоснована возможность  использования результатов в образовательной практике и / или в повседневной жизни; представленные практические результаты отвечают цели исследования и имеют прикладное значение; обозначены перспективы разработки темы исследования

3

Критерий 7. Соответствие требованиям оформления (максимум 2 балла)

 

Работа не соответствует стандартам, плохо просматривается структура или отсутствуют несколько разделов

0

Работа соответствует стандартам оформления (согласно Положению о конкурсе)

1

 Работа оформлена изобретательно, применены нетрадиционные средства, повышающие качество описания (рисунки, фотографии, схемы, диаграммы, макеты и т. п.)

2

Критерий 8. Грамотность оформления работы (максимум 2 балла)

 

 Стиль изложения носит ненаучный характер; термины используются некорректно,  допущены ошибки

0

В работе частично соблюдаются нормы научного стиля, терминология не всегда используется корректно и уместно,  допущены опечатки

1

В работе в основном выдержан научный стиль изложения; выбор терминологии не в полной мере соответствует области исследования, терминология используется в основном корректно и уместно, нет ошибок

2

В работе выдержан научный стиль изложения; терминология используется корректно и уместно

3

 

Критерии оценки публичного выступления участника конкурса

 

№п/п

Критерии

Оценка

1.       

Качество доклада

0 – Доклад не дает представления об исследовании, докладчик часто допускает нарушения речевых норм; докладчик зачитывает работу.

1 – Доклад дает частичное представление об исследовании; докладчик допускает нарушения речевых норм; докладчик рассказывает работу, но суть  работы не объяснена.

2 – Доклад в основном дает представление об исследовании; докладчик в основном соблюдает речевые нормы; четко выстроенный доклад.

3 – Доклад дает полное представление об исследовании в его ключевых аспектах; докладчик соблюдает речевые нормы; доклад производит выдающееся впечатление

2.       

Качество ответов на вопросы

0 –Докладчик не понимает вопросы, или не может ответить по существу, или не ориентируется в материале

1 – Докладчик демонстрирует частичное понимание вопросов, испытывает затруднения при ответе, слабо ориентируется в материале, не может ответить на часть вопросов жюри

2 – Докладчик правильно понимает вопросы, в основном ориентируется в материале, по существу отвечает на поставленные вопросы с отдельными погрешностями в аргументации, отвечает на все вопросы

3- Докладчик правильно понимает вопросы, свободно ориентируется в материале, аргументировано и по существу отвечает на все поставленные вопросы (либо у жюри вопросов не возникло)

3.       

Оформление демонстрационного материала

1 – некорректно используется иллюстративный и демонстрационный, материалы низкого качества выполнения

2 – не всегда корректно используется иллюстративный и демонстрационный материал, демонстрационный материал традиционен: рисунки, диаграммы, фотографии

3 – корректно используется иллюстративный и демонстрационный материал, оригинальность демонстрационного материала

4.       

Четкость выводов, обобщающих доклад, личностное отношение докладчика

0 – нет выводов

1 – выводы имеются, но они не доказаны

2 – выводы нечеткие

3 – выводы полностью характеризуют работу

5.       

Проявление личности докладчика

1– уверенность, владение собой, организованность

1– культура речи, поведение

1– эмоциональность (неравнодушие)

6.       

Соблюдение регламента

1 – не выполнен регламент

2 – регламент выполнен

7.       

Языковое оформление

2– фонетическая составляющая речи

2– лексическая наполняемость

2– грамотность устного высказывания