«Исследовательская деятельность учащихся в учреждении общего среднего образования»
Наука – это труд тяжелый!
Наука – это волшебство.
И если в жизни раз коснулся ее сердцем…
Взлететь от радости открытия будет вам дано!
Наука никогда не даст вам умереть от скуки!
И сделает ваш ум острее, чем топор!
Так пусть сегодня здесь господствуют Науки,
Кипят дискуссии, звучит вопросов дружный хор!
Девиз: Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днём.
Помни: наука даёт крылья уму, а знания излечивают от невежества.
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЗАЩИТЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ И ПОБЕДИТЬ
Публичное выступление учащихся-исследователей носит характер научно-практической дискуссии и происходит в обстановке дружественности и поддержки, но с повышенными требованиями к обоснованности, достоверности, самостоятельности, теоретической и практической значимости проведенного исследования.
1. О содержании публичного выступления.
Основное содержание публичного выступления докладчика должно отражать суть, краткий ход, личный вклад в проведенное исследование, главные итоги: теоретическую и практическую новизну и значимость результатов. Свое выступление докладчик строит на основе чтения (лучше пересказа) заранее подготовленного текста, призванного показать высокий уровень теоретической подготовки, эрудицию и способность доступно дать основные научно-практические результаты проведенного исследования. Докладчик должен понимать, что за определенное время он должен изложить информацию, способную расширить существующие границы представлений участников конференции по теме проведенного исследования.
Учащийся-исследователь должен поставить себе задачу подготовить содержание доклада и аргументировать ответы на вопросы так, чтобы они были понятны широкому кругу людей. Все это будет способствовать благоприятному впечатлению и расположению к докладчику со стороны присутствующих на конференции.
2. Примерный план публичного выступления.
Ниже приведены пункты примерного плана публичного выступления докладчика и варианты их наполнения.
Пункты
Варианты:
1. Приветствие
«Добрый день!», «Уважаемый ведущий конференции! Уважаемые члены комиссии и присутствующие!»
2. Представление (фамилия, имя, класс, образовательное учреждение, город)
«Меня зовут … Я учащийся(щаяся) класса, гимназии (школы, лицея, …) № 1 ( ) города»
3. Цель выступления
«Цель моего выступления – дать новую информацию по теме проведенного мной исследования в области …»
4. Название темы исследования
«Название темы: …»
5. Актуальность исследования (обоснование выбора темы исследования)
«Актуальность и выбор темы исследования определены следующими факторами:
во-первых, … . во-вторых, … . в третьих, …»
6. Кратко о поставленной цели исследования и способах ее достижения
«Цель моего исследования –
Основные задачи исследования и способы их решения: »
7. Кратко о новых результатах в ходе проведенного исследования
«В ходе проведения исследования получены следующие новые теоретические и (или) практические результаты:
1. Получены новые знания следующего характера: …
2. Выдвинуты новые гипотезы и идеи: …
3. Созданы новые проблемы (задачи): …
4. Определены новые проблемы (задачи): …»
8. Выводы по результатам проведенного исследования
«На основании проведенного исследования и полученных результатов можно сделать следующие выводы: …»
9. Кратко о дальнейших шагах по теме проведенного исследования
«Считаю, что данная тема имеет перспективы развития в следующих направлениях: »
10. Благодарность за внимание к выступлению
«Благодарю за проявленное внимание к моему выступлению»
Дискуссия по теме доклада:
11. Ответы на вопросы
«Спасибо (благодарю) за вопрос,
а) мой ответ …
б) у меня, к сожалению, нет ответа, т.к. рассмотрение данного вопроса мной не проводилось.
в) Спасибо, Ваш вопрос понятен (интересен) …
г) Простите, я не понял (а) вопроса. Повторите его, пожалуйста!
д) Правильно ли я понимаю, что задан вопрос: … ?
ж) Ответ на данный вопрос требует достаточно подробного объяснения, если на это будет предоставлено время, то я готов (ва) ответить »
12. Благодарность за интерес и вопросы по теме исследования
«Благодарю за интерес и вопросы по теме проведенного мной исследования. Всего доброго»
1. О форме публичного выступления
Успех во многом зависит от формы публичного выступления. Докладчик должен осознавать, что восприятие и понимание участниками конференции предлагаемой новой информации во многом определяется формой контакта с аудиторией и формой подачи результатов исследования. Наличие у докладчика куража — [< фр. courage отвага] — смелость, задор (в лучшем понимании этого слова), как правило, создает положительную эмоциональную атмосферу у всех участников конференции.
1. Факторы, влияющие на успех публичного выступления.
До, во время и после выступления необходимо учесть существенные факторы, непосредственно связанные с формой публичного выступления — это внешний вид и речь докладчика, используемый им демонстрационный материал, а также форма ответов на вопросы в ходе дискуссии. Ниже приведены рекомендации к каждому из обозначенных факторов.
1. Внешний вид докладчика
2. Речь
· Одежда — чистая, элегантная, деловая, комфортная, не должна пестрить цветами, стеснять дыхание и движения.
· Прическа — аккуратная.
· Мимика — отражающая уверенность и дружелюбие по отношению к аудитории.
· Фигура — подтянутая: спина — прямая, плечи — развернуты.
· Движения — свободные, уверенные, плавные; неагрессивные.
· Громкость — доступная для восприятия слов отдаленными слушателями, но без крика и надрыва.
· Произношение слов — внятное, четкое, уверенное, полное (без глотания окончаний), с правильным литературным ударением.
· Темп — медленный — в значимых зонах информации, средний — в основном изложении, быстрый — во вспомогательной информации.
· Интонация — дружественная, спокойная, убедительная, выразительная, без ироничных и оскорбительных оттенков.
· Направленность речи —должна быть ориентирована в сторону основной аудитории, а не к председателю (ведущему) и членам комиссии, если они находятся сбоку или сзади докладчика.
7. Демонстрационный материал
· Приборы, модели, конструкции и другие наглядные предметы. Наглядные предметы и действия над ними являются эффективным средством успешного взаимодействия с присутствующими. Демонстрация реальных предметов привлекает внимание, способствует оперативному пониманию и усвоению новой информации. Докладчику необходимо заранее предусмотреть (при необходимости подготовить) место для размещения наглядных предметов. При демонстрации работы предметов или при проведении опытов докладчику необходимо соблюдать технику безопасности жизни людей, а также целостность, чистоту помещения.
· Слайды, кино- и видеоролики, компьютерные презентации. Видеоматериалы являются современными средствами изобразительной наглядности и эффективны для восприятия информации присутствующими. Докладчику необходимо заранее предусмотреть (при необходимости подготовить и проверить) технические и организационные средства демонстрации видеоматериалов.
· Плакаты, схемы, чертежи, таблицы, графики, рисунки и другие материалы, оформленные на бумажном носителе. «Бумажный» материал должен быть удобен для восприятия присутствующими, кроме того, удобен докладчику при переноске, демонстрации, креплении и снятии. Содержание плакатов, схем и т.д. рекомендуется рисовать/писать в увеличенном масштабе. Докладчику необходимо заранее предусмотреть (при необходимости подготовить) место не только для удобной демонстрации плакатов, но и подготовить средства их оперативного крепления и последующего снятия. Во время ссылки на тот или иной плакат докладчику рекомендуется пользоваться обычной и/или лазерной указкой. Возможен вариант, когда докладчик заранее готовит необходимое количество малоформатных копий плакатов, схем и т.д. и до выступления раздает их присутствующим.
· Записи на доске, флипчарте. Записи на доске (флипчарте) обогащают устное выступление, но при этом докладчику необходимо учитывать временные затраты на запись, а также следить за четкостью и аккуратностью ее исполнения.
· Дискуссия по теме доклада. После основного выступления начинается дискуссия по теме доклада, в которой участвует докладчик и оппонент. Докладчику в устной форме могут задаваться любые вопросы, связанные с темой проведенного исследования. Вопросы могут быть разными и по содержанию и по форме: уточняющие, проверяющие, развивающие и др. Докладчик должен быть готов, прежде всего, психологически к такому разнообразию вопросов. Во время ответа докладчик должен проявлять тактичность к оппоненту Прежде чем отвечать на вопрос, необходимо внимательно выслушать и при необходимости уточнить и записать вопрос. Рекомендуется на заданный вопрос отвечать сразу, а не выслушивать все вопросы, а затем на них отвечать. Докладчику надо учитывать, что краткий, четкий и хорошо аргументированный ответ на предыдущий вопрос может исключить малосущественные дополнительные вопросы. Если при ответе возможны ссылки на текст исследовательской работы, то их рекомендуется делать. Это придает ответам наибольшую убедительность и одновременно позволяет подчеркнуть достоверность результатов проведенного исследования.
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
Рекомендации по оформлению мультимедийной презентации
ü Понятные рисунки, диаграммы и графики.
ü Откажитесь от громоздких таблиц с большим количеством чисел. Воспользуйтесь диаграммой или графиком и прокомментируйте имеющиеся изменения.
ü Читаемый текст.
ü Наименьший размер шрифта, который могут увидеть зрители аудитории – 18 (если зритель сидит у компьютера), 24 (если презентация создается для показа в зале через проектор). На одном слайде располагайте не более 5-6 элементов списка. Если важных объектов много, то добавьте еще один слайд.
ü Контрастность цвета фона и основного текста.
ü По статистике светлый фон лучше тёмного.
ü Минимум анимации.
ü Титульный слайд и заголовки слайдов оставляйте без анимации. Используйте её для выделения самой важной информации, в других случаях она будет отвлекать от восприятия содержания слайда.
ü Подбор цветовой схемы.
ü Используйте максимум три-четыре цвета. Чем проще, тем лучше. Множество цветовых оттенков болезненно воспринимаются, слабо запоминаются.
ü Можно сделать отличную презентацию, используя всего два цвета. Искусство оформления приходит с опытом. Пробуйте и найдете лучший вариант. В состав эскизов РоwеrРоint входят профессионально подобранные цветовые схемы, используйте их.
ü Если нужно зарядить энергией, взбодрить, мотивировать к чему-либо, используйте сильные оттенки. Если, наоборот, нужно создать мирную атмосферу, лучше использовать пастельные тона, ослабить агрессивные цвета.
ü Единый стиль оформления.
ü Фон слайда, формат текста и объектов на протяжении всей презентации следует использовать одинаковые.
ü Используйте внешние рисунки и фотографии, а также видео.
ü Видео подготавливайте в разных форматах (vob, wma, avi), так как аппаратура, на которой будет демонстрироваться презентация, может не прочитать выбранный формат.
Основными этапами презентации являются:
1. Подготовка к презентации
2. Структурирование выступления
3. Составление записи
4. Использование вспомогательных средств
5. Подача материала
6. Резюме
1. Подготовка к презентации
При подготовке к любой презентации необходимо учитывать три основных фактора:
1. Тип аудитории
2. Цель выступления
3. Составление материала
2. Структурирование выступления
Традиционно выступление имеет такую структуру:
1. Вступление, или начало (10%)
2. Основная часть, или середина (80%)
3. Резюме, или окончание (10%).
Вступление направлено на формирование интереса аудитории через обоснование социальной и личностной значимости темы. Целесообразно начинать свое выступление с чего-то необычного, неожиданного – цитаты, вопроса, примера, показа чего-либо.
Основная часть – это раздел, в котором излагаются аргументы и структурированная информация. Информация может быть представлена через известную структуру 4-х «П»:
1. Положение (тезис)
2. Проблема (формулировка)
3. Потенциал (возможность решения проблемы)
4. Предложения (наилучшее решение проблемы)
Применение этой структуры даст возможность создать полное, логическое описание основной информации.
Резюме – это суммирование основных пунктов выступления, которое должно быть кратким и острым, чтобы отпечататься в сознании аудитории. При этом нет необходимости приводить новые аргументы.
Примерная структура выступления учащегося
1. Подготовка аудитории к восприятию, стимулирование интереса слушателей к докладчику.
2. Постановка проблемы, демонстрация её актуальности, основной тезис (идея, гипотеза) исследования.
3. Объявление цели, задач исследования и плана доклада.
4. Рассказ о том, как решалась первая задача и какие получены результаты.
5. Рассказ о том, как решалась вторая задача исследования и какие получены выводы (и далее по каждой задаче).
6. Возвращение к основному тезису исследования, демонстрация того, что цель достигнута.
7. Формулировка выводов.
В статье Е.Тягловой предлагаются полезные рекомендации для ответов на вопросы, которые получает докладчик.
3. Составление записи выступления
При подготовке выступления используют один из трех способов записи:
1. Краткие пометки в соответствии с планом выступления
2. Более пространная запись, включая вступление, связки между структурными частями, резюме.
3. Полный сценарий выступления, представленный в форме разговорных фраз (идиом).
Краткие пометки уместны, когда Вы хорошо знаете свои аргументы, предмет беседы довольно прост, Вы – опытный оратор.
Более пространная запись подходит, когда Вы знаете свой материал хорошо или материал не настолько сложен, что требует полного сценария.
Полный сценарий необходим, когда:
1) презентация запланирована;
2) мероприятие будет записываться;
3) имеется определенная последовательность видео/аудио демонстрации, требующая конкретных подсказок для ассистента-оператора;
4) Вы – неопытный оратор;
5) Вы не надеетесь на свою память.
Рекомендации для подготовки записей выступления:
1. Для пометок лучше всего использовать карточки, поскольку их легко держать в руке.
2. Пишите только на одной стороне карточки, чтобы не тратить время на переворачивание.
3. Используйте различные цвета для пометок, означающих использование аудио/видео средств, пауз или участие аудитории.
4. Пишите большими четкими буквами, чтобы было легко читать записи.
5. Выучите наизусть вступление и заключение, чтобы вызвать доверие аудитории и сохранить ее интерес.
6. Пронумеруйте каждую страницу в правом верхнем углу, чтобы не перепутать записи и сохранить последовательность изложения.
7. Если страницы сценария требуется переворачивать, используйте папку с направляющими кольцами.
8. Всегда готовьте записи самостоятельно, так как только Вы знаете свою информацию досконально и моменты, когда необходимо сделать особый акцент.
4. Использование вспомогательных средств
Технические и наглядные средства могут существенно способствовать эффективности любой презентации, поскольку стимулируют не только слушание, но и другие чувства – видение, касание, осязание, обоняние. Правильный выбор средств увеличивает воздействие, понимание и сохранение информации в памяти участников презентации.
Виды технических и наглядных средств:
1. Проектор
2. Стенд (постер)
3. Доска (меловая, пластиковая)
4. Видеомагнитофон
5. Компьютер
6. Диски
7. Образцы продукции
8. Карты или иллюстрации
9. Рекламные листки и др.
Рекомендации:
1. Всегда говорите только с аудиторией, никогда не говорите с доской или экраном.
2. Не загораживайте изображение, используйте указку или протянутую руку.
3. Если Вам надо что-то нарисовать или написать, сначала сделайте это, затем говорите.
4. Если работа над доской или экраном должна быть продолжительной, например, рисование, вовлекайте в этот процесс аудиторию, разговаривая с ней.
5. Следуйте общим рекомендациям работы с мультимедийными средствами.
5. Подача материала
При подаче материала следует применять разнообразные коммуникативные средства – вербальные, невербальные и паралингвистические.
К вербальным средствам относятся: речь (правильность или неправильность), подбор выражений, смысл высказываний. Следует помнить, что письменная и живая речь отличаются друг от друга. Желательно накапливать опыт публичных выступлений, приобретать риторические навыки.
Паралингвистическими сигналами выступают особенности произнесения речи и неречевых звуков, качества голоса. Рекомендации таковы:
§ отчетливость речи,
§ доброжелательность интонации,
§ громкость голоса – средняя,
§ высота тона – низкая,
§ быстрота речи умеренная.
К невербальным средствам следует отнести:
ü расположение в пространстве (угол поворота и наклона тела, дистанция);
ü позы (открытые/закрытые, симметричные/ассиметричные);
ü жесты (движения рук);
ü мимика (улыбка, выражение лица);
ü взгляд (продолжительность и частота контакта глаз),
ü оформление внешности (одежда, прическа, макияж);
ü запахи (соблюдение гигиены, применение косметики),
ü прикосновения (ритуализированные – пожатие рук и проч.).
При выступлении не рекомендуются:
Ø ритмические движения (постукивание ногой об пол);
Ø движения большой амплитуды (раскачивание туловища из стороны в сторону),
Ø резкие движения (взмахивание рук);
Ø неритуализированные прикосновения (похлопывание по плечу).
Как подготовить доклад для защиты исследовательской работы
Для того чтобы вложиться в 7 – 8 минут выступления (2 – 3 минуты оставляем для установления психологического комфорта), необходимо 5 страниц печатного текста (размер шрифта 14 и интервал 1,5).
1. Во введении (примерно 1 страница) необходимо привлечь внимание слушателей, установить с ними контакт. Введение посвящено цели и задачам работы, её актуальности.
2. Основная часть (примерно 3 страницы) должна раскрыть сущность и итоги исследования: акцент на новой информации, полученной в процессе научного поиска; перспективы дальнейшего развития темы.
3. В заключении (примерно 1 страница) необходимо сказать главное, подвести итог сказанному, дать в сжатом виде итоги проделанной работы и рекомендации по их практическому использованию.
Ответы на вопросы – важный этап успешной защиты работы. При этом необходимо обязательно сохранять культуру поведения и избегать категоричности. Вопросы может задать и члены жюри, и любой из присутствующих на выступлении, и учащийся должен быть к этому готов. Вопрос дает ещё одну возможность продемонстрировать учащемуся обстоятельность и глубину изучения темы. Если докладчику задают вопрос, то это значит, что тема заинтересовала, привлекла внимание слушателей.
Обратите внимание на форму ответа на вопросы:
1. Спасибо за вопрос:
а) мой ответ …; Согласно этике проведения научных дискуссий, перед тем, как отвечать по существу на заданный вопрос, принято поблагодарить его автора. Ведь спрашивающий проявил интерес к вашей работе.
б) у меня, к сожалению, нет ответа, поскольку рассмотрение этого вопроса не входило в границы моего исследования.
2. Спасибо, ваш вопрос понял (-а) … .
3. Извините, я не понял (-а) вопроса. Повторите его, пожалуйста! В противном случае, есть опасность того, что вы отвечаете не на вопрос, который вам задали, а на свою версию вопроса. Не стоит впадать в другую крайность – начинать уточнять очевидные и понятные вещи.
4. Правильно ли я понял, что заданный вопрос …?
5. Ответ на заданный вопрос требует достаточно подробного объяснения, если на это будет выделено время, я готов(-а) ответить на него.
Рекомендуется организовать предварительное выступление учащегося перед небольшой аудиторией, например, перед классом. Это поможет докладчику во время выступления на конференции чувствовать себя увереннее.
Рекомендации по составлению презентации:
1. Презентация не должна повторять текст выступления.
2. На слайды выносятся определения, термины, материалы, которые имеют принципиальное значение для представленного исследования.
3. Графики, рисунки, диаграммы, фотографии и т.п. должны по возможности максимально заполнять поле экрана.
4. Цветовое оформление фона слайдов не должно вызывать усталости и раздражения для глаз (на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов).
5. Категорически нельзя читать слайды и «перегружать» их.
6. На слайде не должно быть слишком много слов.
Обращаем внимание, что дополнительные баллы за наличие презентации на конференции, как правило, не предусматриваются.
Структура презентации на 7 – 8 минут:
1-й слайд. Название работы, Ф.И.О. автора, класс, учреждение образования, Ф.И.О. руководителя, ученая степень и ученое звание, должность, место работы.
2 – 4-й слайды. Методология работы (цель, задачи, предмет, объект, актуальность).
5 – 6-й слайды. Итоги анкетирования (если проводилось).
7 – 8-й слайды. Содержание работы.
9- 11-й слайды. Итоги по разделам.
12-й слайд. Практическая значимость работы.
13 – 14-й слайды. Итоги исследования.
15-й слайд. Спасибо за внимание!
На 7 – 8 минут достаточно 12 – 15 слайдов [6].
Критерии оценки конкурсных исследовательских работ
1. Эрудированность автора в рассматриваемой области:
– степень знакомства с современным состоянием проблемы,
– использование известных результатов и научных фактов в работе,
– полнота цитируемой литературы, ссылка на учёных и исследователей, занимающихся данной проблемой.
2. Оценка собственных достижений автора:
– использование дополнительных знаний,
– степень новизны полученных результатов,
– научно-практическая значимость работы.
3. Характеристика работы:
– грамотность и логичность изложения материала,
– структура работы (введение, постановка задач, решение, выводы).
Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности
www.nsportal.ru – материалы в помощь педагогам по организации исследовательской деятельности (методические рекомендации, мультимедийные презентации и др.).
www.openclass.ru – материалы в помощь педагогам по организации проектной и исследовательской деятельности (опыт работы).
www.festival.1september.ru – материалы в помощь педагогам по организации проектной и исследовательской деятельности (опыт работы, методические рекомендации, мультимедийные презентации и др.).
www.internet-konfweb202011.blogspot.com – материалы Интернет-конференции «Социальные сервисы WEB 2.0 в образовании: опыт, проблемы, перспективы».
www.vio.uchim.info – Целевой педагогический проект «Организация исследовательской деятельности школьников в общеобразовательном учреждении».
www.aleshinanataly.blogspot.com/ – рекомендации в помощь научному руководителю исследовательской деятельностью учащихся (Интернет- ресурсы, список литературы).
http://radschool.ehost.by/p209aa1.html – материалы по организации исследовательской деятельности учащихся, проведению районной конференции.
http://sosh28.0222.by/upload/scool28-issled.doc – школьный проект «Исследовательская деятельность учащихся как метод развития творческих способностей учащихся».
http://iro.readme.by/ –в разделе «Публикации» содержатся методические рекомендации, опыт работы педагогов, исследовательские работы учащихся, победителей конкурсов исследовательских работ от областного до республиканского уровней.
iro.gomel.by/images/doc/pecomend/isledgym.doc- организация исследователь-ской деятельности учащихся
lgrg.ucoz.ru/_ld/0/30_______-.doc- материалы по организации проектной и исследовательской деятельности
http://www.учпортал.бел/index.php/metodichki/214-issledovaniya/188- организация исследовательской деятельности учащихся по предметам общественно-гуманитарного цикла
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамчик, Е. Педагогика толерантности: история холокоста. О воспитании толерантности у школьников через исследовательскую деятельность / Е. Абрамчик // Минская школа сегодня. – 2001. ‑ № 12. – С. 28-31.
2. Белоусова, Т.Н. Влияние педагогических мифов на организацию исследовательской и проектной деятельности школьников / Т.Н. Белоусова // Стандарты и мониторинг в образовании. ‑ 2010. ‑ № 6. – С. 44-49.
3. Белоусова, Т.Н. Исследования и проекты: что снижает мотивацию к познанию / Т. Н. Белоусова // Народное образование. – 2010. – № 8. – С. 169-176.
4. Гузеев, В.В. Исследовательская работа школьников: суть, типы и методы / В.В. Гузеев // Школьные технологии. – 2010. ‑ № 5. – С. 49-53.
5. Данілевіч, А. З вопыту арганізацыі навукова-даследчай дзейнасці вучняў / Алена Данілевіч // Образование Минщины. – 2011. ‑ № 6. – С. 42-44.
6. Дереклеева, Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. / Н.И.Дереклеева. – М.: 5 за знания, 2008. – 224 с.
7. Дереклеева, Н.И. Научно-исследовательская деятельность учащихся и учителей.Необходимые условия и алгоритмы организации / Н.И. Дереклеева // Кіраванне ў адукацыі. – 2010. ‑ № 9. – С. 27-41.
8. Драбеня, Ф.В. Апрабацыя вынікаў вучнёўскага даследавання / Ф.В.Драбеня // Столичное образование. – 2011. – № 5.– С. 16 – 18.
9. Дроговоз, И.Г. Как организовать исследование и получить результат / И.Г.Дроговоз // Столичное образование. – 2011. – № 5.– С.49 – 51.
10. Жвалевская, Д. Исследовательский подход в обучении / Д.Жвалевская // Образование Минщины. – 2011. – № 1. – С. 50-53.
11. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии – 2 / Н.И.Запрудский. – Минск, 2010. – 256 с.
12. Зачёсова, Е.В. Написание текстов: рекомендации юным авторам учебных исследований и их руководителям. / Е.В.Зачёсова // Школьные технологии.– 2006.– № 5. – С.105 -111.
13. Земскова, Г.М. Управление исследовательской деятельностью учащихся через работу школьного научного общества / Г.М. Земскова // Методист. – 2011. ‑ № 9. – С. 51-58.
14. Исследовательская работа школьников / сост. И.С. Криволап. – Минск: Краско-Принт, 2005. – 176 с. – (Педагогическая мастерская).
15. Карпов, А.О. Как организовать систему исследовательского обучения школьников / А.О. Карпов // Школьные технологии. – 2011. ‑ № 3. – С. 98-105.
16. Котельникова, Я.А. Некоторые особенности организации и оформления исследовательской работы учащихся: методическое пособие для педагогов, организующих исследовательскую деятельность школьников / Я.А.Котельникова // Исследовательская работа школьников. – 2009. – № 1. – С. 49–61.
17. Клементьевская, Е.А. Система работы с одарёнными и высокомотивированными детьми / Е.А. Клементьевская // Исследовательская работа школьников. – 2009. – № 2. – С. 33–47.
18. Краевский, В.В. Методологические характеристики научного исследования / В.В. Краевский // Народное образование. – 2010. – № 5. –
19. С. 135-143.
20. Маслова, Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. / Е.В.Маслова. – М.:АРКТИ, 2006.– 64 с.
21. Образцы оформления библиографического описания в списке источников // Инструкция по оформлению диссертации, автореферата и публикаций по теме диссертации: утв. постановлением аттестационной комиссии Республики Беларусь от 22 февраля 2006 г. № 2. // Адукацыя і выхаванне. – 2006. – № 5. – С.77–82.
22. Опыт организации исследовательской деятельности школьников «Малая академия наук» / авт.-сост. Г.И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с.
23. Организация исследовательской деятельности учащихся: тема номера // Столичное образование сегодня. ‑ 2011. – № 5.
24. Организация работы научно-исследовательской деятельности по истории в средней школе / сост. Л.Л.Калина, Т.Б.Карасёва. – Мозырь, 2008.
25. Радевич, Е.В. Исследователь в классе: развитие навыков исследовательского поведения школьников / Елена Радевич // Образование Минщины. – 2011. ‑ № 6. – С. 49-53.
26. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учебное пособие. / А.И.Савенков. – М.: Ось-89, 2006. – 480 с.
27. Савенков, А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников: методическое пособие / А.И. Савенков. – Москва: Генезис, 2005. – 203с.
28. Савенков, А. Учебно-исследовательская практика в современном образовании / А.Савенков // Образование Минщины. – 2011. ‑ № 2. – С. 75-79.
29. Сафонов, Н.Н. Исследовательская деятельность – условие, средство и результат развития одаренности / Н.Н. Сафонов // Русский язык и литература. – 2011. ‑ № 6. – С. 41-44.
30. Тяглова, Е.В. Методика апробации результатов исследовательской деятельности учащихся. / Е.В.Тяглова // Школьные технологии. – 2007. – № 1. – С.103-118.
31. Файн, Т.А. Исследовательский подход в обучении / Т.А. Файн // Практика административной работы в школе. – 2003. – №6. –С.14-23.
32. Файн, Т.А. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников / Т.А. Файн // Практика административной работы в школе. – 2003. – №7 – С.35-45; – 2004. – №1. – С.42-46.
33. Чечель, И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе / И.Д. Чечель. – М., 1998
34. Шарипов, Б.Ж. Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в инновационных школах / Б.Ж. Шарипов // Информатика и образование. – 2010. ‑ № 11. – С. 113-117.
35.
Сайты по тематике исследовательских работ по учебным предметам
http://terra.pokori.net/index.php/temy-issledovatelskikh-rabot-da-nach-klassov- тематика исследовательских работ для начальных классов
https://novka.schools.by/news/136733- тематика исследовательских работ для начальных классов
temagenerator.ru/izbrannye-temy/- темы исследовательских работ для учащихся
Критерии оценивания исследовательских работ учащихся
Критерий 1. Постановка цели и задач (максимум 3 балла) |
|
Цель и задачи не сформулированы |
0 |
Цель сформулирована, но не обоснована. Задачи не соответствуют цели. |
1 |
Цель ясно сформулирована и обоснована в общих чертах. Задачи соответствуют цели частично. |
2 |
Цель определена, ясно сформулирована, четко обоснована. Задачи соответствуют цели. |
3 |
Критерий 2. Актуальность темы (максимум 3 балла) |
|
Актуальность темы не обоснована |
0 |
Назван лишь один из возможных аспектов актуальности темы. Степень актуальности определить сложно. |
1 |
Актуальность темы обоснована, однако не выявлены все ее важные аспекты |
2 |
Актуальность темы обоснована в полной мере, тема имеет большой практический и теоретический интерес. |
3 |
Критерий 3. Глубина раскрытия темы (максимум 3 балла) |
|
Тема не раскрыта |
0 |
Тема раскрыта фрагментарно |
1 |
Тема раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы |
2 |
Тема раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы |
3 |
Критерий 4. Анализ хода работы, выводы и перспективы (максимум 3 балла) |
|
Не предприняты попытки проанализировать ход и результат работы. Исследование проведено не в соответствии со сформулированными целью и задачами, исходной гипотезой (идеей). Выбор методов и инструментальных средств исследования осуществлен без учета анализа разработанности темы (проблемы) исследования и определения данных для использования в исследовании. Не представлены данные, полученные при проведении исследования, или не осуществлены их анализ и обработка |
0 |
Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы. Исследование частично проведено в соответствии со сформулированными целью и задачами, исходной 1 гипотезой (идеей). Частично проведен анализ разработанности темы (проблемы) исследования. Данные для использования в исследовании не определены. Выбор методов и инструментальных средств исследования осуществлен без учета данных. Представлены данные, полученные при проведении исследования, но не осуществлены их анализ и обработка |
1 |
Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в работе. Исследование в основном проведено в соответствии со сформулированными целью и задачами, исходной гипотезой (идеей). В основном корректно проведен анализ разработанности исследуемой темы (проблемы) исследования и определены данные для использования в исследовании, осуществлен выбор методов и инструментальных средств исследования. Представлены данные, полученные при проведении исследования, в основном корректно осуществлены их анализ и обработка |
2 |
Сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы. Исследование проведено в соответствии со сформулированными целью и задачами, исходной гипотезой (идеей). Корректно проведен анализ разработанности исследуемой проблемы и определены данные для использования в исследовании, осуществлен выбор методов и инструментальных средств исследования. Представлены данные, полученные при проведении исследования, корректно осуществлены их анализ и обработка на соответствие исходной гипотезе (идее) |
3 |
Критерий 5. Достоверность и обоснованность результатов работы исследовательского характера (максимум 3 балла) |
|
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора. Общее или слабое ориентирование в заданной области. Результаты исследования недостоверны; не обоснованы и не систематизированы; выводы не отражают проведенное исследование |
0 |
Результаты исследования частично достоверны; частично обоснованы, обобщены и систематизированы; выводы частично отражают проведенное исследование, не всегда сформулированы четко и в соответствии с заявленными целью и задачами Автор проявил незначительный интерес к теме, но не продемонстрировал самостоятельности в работе. |
1 |
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему, применены элементы творчества. Собственная разработка отдельных вопросов, глубокая проработка имеющихся источников. Результаты исследования в основном достоверны; в основном обоснованы, обобщены и систематизированы; выводы в основном отражают проведенное исследование, сформулированы в соответствии с заявленными целью и задачами. |
2 |
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее работы. Собственная постановка проблемы или задачи, непосредственное участие в эксперименте, использование в работе аналитических методов и т.д. и т.п. Результаты исследования достоверны; обоснованы, обобщены и систематизированы; выводы отражают проведенное исследование, сформулированы четко и в соответствии с заявленными целью и задачами . |
3 |
Критерий 6. Исследовательский подход к работе. Теоретическая и (или) практическая значимость результатов работы (максимум 2 балла) |
|
Данный критерий в работе не представлен. Теоретическая и практическая значимость исследования отсутствует |
0 |
Проведено небольшое (фрагментарное) исследование. Содержащиеся в работе идеи и заключения не отличаются оригинальностью, представленные практические результаты частично отвечают цели исследования и имеют прикладное значение |
1 |
Полученные в работе результаты уточняют и конкретизируют известные теоретические положения и практические результаты; высказано предположение о возможности использования результатов в образовательной;практике и / или в повседневной жизни; представленные практические результаты в основном отвечают цели исследования и имеют прикладное значение |
2 |
Работа содержит оригинальные идеи, заключения; обоснована возможность использования результатов в образовательной практике и / или в повседневной жизни; представленные практические результаты отвечают цели исследования и имеют прикладное значение; обозначены перспективы разработки темы исследования |
3 |
Критерий 7. Соответствие требованиям оформления (максимум 2 балла) |
|
Работа не соответствует стандартам, плохо просматривается структура или отсутствуют несколько разделов |
0 |
Работа соответствует стандартам оформления (согласно Положению о конкурсе) |
1 |
Работа оформлена изобретательно, применены нетрадиционные средства, повышающие качество описания (рисунки, фотографии, схемы, диаграммы, макеты и т. п.) |
2 |
Критерий 8. Грамотность оформления работы (максимум 2 балла) |
|
Стиль изложения носит ненаучный характер; термины используются некорректно, допущены ошибки |
0 |
В работе частично соблюдаются нормы научного стиля, терминология не всегда используется корректно и уместно, допущены опечатки |
1 |
В работе в основном выдержан научный стиль изложения; выбор терминологии не в полной мере соответствует области исследования, терминология используется в основном корректно и уместно, нет ошибок |
2 |
В работе выдержан научный стиль изложения; терминология используется корректно и уместно |
3 |
Критерии оценки публичного выступления участника конкурса
№п/п |
Критерии |
Оценка |
1. |
Качество доклада |
0 – Доклад не дает представления об исследовании, докладчик часто допускает нарушения речевых норм; докладчик зачитывает работу. 1 – Доклад дает частичное представление об исследовании; докладчик допускает нарушения речевых норм; докладчик рассказывает работу, но суть работы не объяснена. 2 – Доклад в основном дает представление об исследовании; докладчик в основном соблюдает речевые нормы; четко выстроенный доклад. 3 – Доклад дает полное представление об исследовании в его ключевых аспектах; докладчик соблюдает речевые нормы; доклад производит выдающееся впечатление |
2. |
Качество ответов на вопросы |
0 –Докладчик не понимает вопросы, или не может ответить по существу, или не ориентируется в материале 1 – Докладчик демонстрирует частичное понимание вопросов, испытывает затруднения при ответе, слабо ориентируется в материале, не может ответить на часть вопросов жюри 2 – Докладчик правильно понимает вопросы, в основном ориентируется в материале, по существу отвечает на поставленные вопросы с отдельными погрешностями в аргументации, отвечает на все вопросы 3- Докладчик правильно понимает вопросы, свободно ориентируется в материале, аргументировано и по существу отвечает на все поставленные вопросы (либо у жюри вопросов не возникло) |
3. |
Оформление демонстрационного материала |
1 – некорректно используется иллюстративный и демонстрационный, материалы низкого качества выполнения 2 – не всегда корректно используется иллюстративный и демонстрационный материал, демонстрационный материал традиционен: рисунки, диаграммы, фотографии 3 – корректно используется иллюстративный и демонстрационный материал, оригинальность демонстрационного материала |
4. |
Четкость выводов, обобщающих доклад, личностное отношение докладчика |
0 – нет выводов 1 – выводы имеются, но они не доказаны 2 – выводы нечеткие 3 – выводы полностью характеризуют работу |
5. |
Проявление личности докладчика |
1– уверенность, владение собой, организованность 1– культура речи, поведение 1– эмоциональность (неравнодушие) |
6. |
Соблюдение регламента |
1 – не выполнен регламент 2 – регламент выполнен |
7. |
Языковое оформление |
2– фонетическая составляющая речи 2– лексическая наполняемость 2– грамотность устного высказывания |