«исследовательская деятельность учащихся в учреждении общего среднего образования»

https://sh11.zhlobinedu.by/wp-content/uploads/2023/03/image-258.png

Наука – это труд тяжелый! Наука – это волшебство.

И если в жизни раз коснулся ее сердцем…

Взлететь от радости открытия будет вам дано! 

Наука никогда не даст вам умереть от скуки!

И сделает ваш ум острее, чем топор! 

Так пусть сегодня здесь господствуют Науки,

Кипят дискуссии, звучит вопросов дружный хор!

 

Девиз:    Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днём.

 

Помни: наука даёт крылья уму, а знания излечивают от невежества.

 

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЗАЩИТЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ И ПОБЕДИТЬ

Публичное выступление учащихся-исследователей носит характер научно-практической дискуссии и происходит в обстановке дружественности и поддержки, но с повы­шенными требованиями к обоснованности, достоверно­сти, самостоятельности, теоретической и практической значимости проведенного исследования.

 

1. О содержании публичного выступления.

Основное содержание публичного выступления докладчика должно от­ражать суть, краткий ход, личный вклад в проведенное исследование, главные итоги: теоретическую и практическую новизну и значимость результатов. Свое выступление докладчик строит на основе чтения (лучше пересказа) заранее подготовленного текста, призванного пока­зать высокий уровень теоретической подготовки, эрудицию и способ­ность доступно дать основные научно-практические результаты прове­денного исследования. Докладчик должен понимать, что за опреде­ленное время он должен изложить информацию, способную расширить существующие границы представлений участников конференции по теме проведенного исследования.

Учащийся-исследователь должен поставить себе задачу подготовить со­держание доклада и аргументировать ответы на вопросы так, чтобы они были понятны широкому кругу людей. Все это будет способствовать благоприятному впечатлению и расположению к докладчику со стороны присутствующих на конференции.

 

2. Примерный план публичного выступления.

Ниже приведены пункты примерного плана публичного выступления докладчика и варианты их наполнения.

 

Пункты

Варианты:

1.  Приветствие

«Добрый день!», «Уважаемый ведущий конференции! Уважаемые члены комиссии и присутствующие!»

 

2. Представление (фамилия, имя, класс, образовательное учреждение, город)

«Меня зовут … Я учащийся(щаяся)  класса, гимназии (школы, лицея, …) № 1 (  ) города»

 

3.  Цель выступления

«Цель моего выступления – дать новую информацию по теме проведенного мной исследования в области …»

 

4.  Название темы исследования

«Название темы: …»

 

5.  Актуальность исследования (обоснование выбора темы исследования)

«Актуальность и выбор темы исследования определены следующими факторами:

во-первых, … . во-вторых, … . в третьих, …»

 

6.  Кратко о поставленной цели исследования и способах ее достижения

«Цель моего исследования –

Основные задачи исследования и способы их решения: »

 

7.  Кратко о новых результатах в ходе проведенного исследования

«В ходе проведения исследования получены следующие новые теоретические и (или) практические результаты:

1. Получены новые знания следующего характера: …

2. Выдвинуты новые гипотезы и идеи: …

3. Созданы новые проблемы (задачи): …

4. Определены новые проблемы (задачи): …»

 

8.  Выводы по результатам проведенного исследования

«На основании проведенного исследования и полученных результатов можно сделать следующие выводы: …»

 

9.   Кратко о дальнейших шагах по теме проведенного исследования

«Считаю, что данная тема имеет перспективы развития в следующих направлениях: »

 

10.  Благодарность за внимание к выступлению

«Благодарю за проявленное внимание к моему выступлению»

 

Дискуссия по теме доклада:

11.  Ответы на вопросы

«Спасибо (благодарю) за вопрос,

а) мой ответ …

б) у меня, к сожалению, нет ответа, т.к. рассмотрение данного вопроса мной не проводилось.

в) Спасибо, Ваш вопрос понятен (интересен) …

г) Простите, я не понял (а) вопроса. Повторите его, пожалуйста!

д) Правильно ли я понимаю, что задан вопрос: … ?

ж) Ответ на данный вопрос требует достаточно подробного объяснения, если на это будет предоставлено время, то я готов (ва) ответить »

 

12. Благодарность за интерес и вопросы по теме исследования

«Благодарю за интерес и вопросы по теме проведенного мной исследования. Всего доброго»

1.  О форме публичного выступления

Успех во многом зависит от формы публичного выступления. Докладчик должен осознавать, что восприятие и понимание участниками конфе­ренции предлагаемой новой информации во многом определяется фор­мой контакта с аудиторией и формой подачи результатов исследования. Наличие у докладчика куража — [< фр. courage отвага] — смелость, за­дор (в лучшем понимании этого слова), как правило, создает поло­жительную эмоциональную атмосферу у всех участников конференции.

1.  Факторы, влияющие на успех публичного выступления.

До, во время и после выступления необходимо учесть существенные факторы, непосредственно связанные с формой публичного выступле­ния — это внешний вид и речь докладчика, используемый им демонст­рационный материал, а также форма ответов на вопросы в ходе дис­куссии. Ниже приведены рекомендации к каждому из обозначенных факторов.

1.  Внешний вид докладчика

2.  Речь

·  Одежда — чистая, элегантная, деловая, комфортная, не долж­на пестрить цветами, стеснять дыхание и движения.

·  Прическа — аккуратная.

·  Мимика —   отражающая уверенность и дружелюбие по от­ношению к аудитории.

·  Фигура — подтянутая: спина — прямая, плечи — разверну­ты.

·  Движения —   свободные, уверенные, плавные; неагрессив­ные.

·  Громкость — доступная для восприятия слов отдаленными слушателями, но без крика и надрыва.

·  Произношение слов — внятное, четкое, уверенное, полное (без глотания окончаний), с правильным литературным ударени­ем.

·  Темп — медленный — в значимых зонах информации, сред­ний — в основном изложении, быстрый — во вспомогательной информации.

·  Интонация — дружественная, спокойная, убедительная, вы­разительная, без ироничных и оскорбительных оттенков.

·  Направленность речи —должна быть ориентирована в сторо­ну основной аудитории, а не к председателю (ведущему) и чле­нам комиссии, если они находятся сбоку или сзади докладчика.

 

7.   Демонстрационный материал

·  Приборы, модели, конструкции и другие наглядные предметы. Наглядные предметы и действия над ними являются эффективным средством успешного взаимодействия с присутствующими. Демонстра­ция реальных предметов привлекает внимание, способствует оператив­ному пониманию и усвоению новой информации. Докладчику необхо­димо заранее предусмотреть (при необходимости подготовить) место для размещения наглядных предметов. При демонстрации работы предметов или при проведении опытов док­ладчику необходимо соблюдать технику безопасности жизни людей, а также целостность, чистоту помещения.

·  Слайды, кино- и видеоролики, компьютерные презентации. Видеоматериалы являются современными средствами изобразительной наглядности и эффективны для восприятия информации присутствую­щими. Докладчику необходимо заранее предусмотреть (при необходи­мости подготовить и проверить) технические и организационные сред­ства демонстрации видеоматериалов.

·  Плакаты, схемы, чертежи, таблицы, графики, рисунки и другие материалы, оформленные на бумажном носителе. «Бумажный» материал должен быть удобен для восприятия присутст­вующими, кроме того, удобен докладчику при переноске, демонстра­ции, креплении и снятии. Содержание плакатов, схем и т.д. рекоменду­ется рисовать/писать в увеличенном масштабе. Докладчику необходимо заранее предусмотреть (при необходимости подготовить) место не толь­ко для удобной демонстрации плакатов, но и подготовить средства их оперативного крепления и последующего снятия. Во время ссылки на тот или иной плакат докладчику рекомендуется пользоваться обычной и/или лазерной указкой. Возможен вариант, когда докладчик заранее готовит необходимое ко­личество малоформатных копий плакатов, схем и т.д. и до выступления раздает их присутствующим.

·  Записи на доске, флипчарте. Записи на доске (флипчарте) обогащают устное выступление, но при этом докладчику необходимо учитывать временные затраты на запись, а также следить за четкостью и аккуратностью ее исполнения.

·  Дискуссия по теме доклада. После основного выступления начинается дискуссия по теме доклада, в которой участвует докладчик и оппонент. Докладчику в устной форме могут задаваться любые вопросы, связанные с темой проведенного ис­следования. Вопросы могут быть разными и по содержанию и по фор­ме: уточняющие, проверяющие, развивающие и др. Докладчик должен быть готов, прежде всего, психологически к такому разнообразию во­просов. Во время ответа докладчик должен проявлять тактичность к оппоненту Прежде чем отвечать на вопрос, необходимо внимательно выслушать и при необходимости уточнить и записать вопрос. Рекомендуется на за­данный вопрос отвечать сразу, а не выслушивать все вопросы, а затем на них отвечать. Докладчику надо учитывать, что краткий, четкий и хорошо аргументированный ответ на предыдущий вопрос может ис­ключить малосущественные дополнительные вопросы. Если при ответе возможны ссылки на текст исследовательской работы, то их рекомендуется делать. Это придает ответам наибольшую убеди­тельность и одновременно позволяет подчеркнуть достоверность резуль­татов проведенного исследования.

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

 

Рекомендации по оформлению мультимедийной презентации

ü  Понятные рисунки, диаграммы и графики.

ü  Откажитесь от громоздких таблиц с большим количеством чисел. Воспользуйтесь диаграммой или графиком и прокомментируйте имеющиеся изменения.

ü  Читаемый текст.

ü  Наименьший размер шрифта, который могут увидеть зрители аудитории – 18 (если зритель сидит у компьютера), 24 (если презентация создается для показа в зале через проектор). На одном слайде располагайте не более 5-6 элементов списка. Если важных объектов много, то добавьте еще один слайд.

ü  Контрастность цвета фона и основного текста.

ü  По статистике светлый фон лучше тёмного.

ü  Минимум анимации.

ü  Титульный слайд и заголовки слайдов оставляйте без анимации. Используйте её для выделения самой важной информации, в других случаях она будет отвлекать от восприятия содержания слайда.

ü  Подбор цветовой схемы.

ü  Используйте максимум три-четыре цвета. Чем проще, тем лучше. Множество цветовых оттенков болезненно воспринимаются, слабо запоминаются.

ü  Можно сделать отличную презентацию, используя всего два цвета. Искусство оформления приходит с опытом. Пробуйте и найдете лучший вариант. В состав эскизов РоwеrРоint входят профессионально подобранные цветовые схемы, используйте их.

ü  Если нужно зарядить энергией, взбодрить, мотивировать к чему-либо, используйте сильные оттенки. Если, наоборот, нужно создать мирную атмосферу, лучше использовать пастельные тона, ослабить агрессивные цвета.

ü  Единый стиль оформления.

ü  Фон слайда, формат текста и объектов на протяжении всей презентации следует использовать одинаковые.

ü  Используйте внешние рисунки и фотографии, а также видео.

ü  Видео подготавливайте в разных форматах (vob, wma, avi), так как аппаратура, на которой будет демонстрироваться презентация, может не прочитать выбранный формат.

 

Общие требования

к оформлению исследовательской работы учащихся

 

Работа должна быть напечатана на белой бумаге формата А 4 на одной стороне листа. Текстовый редактор Wicrosoft Word. Текст печатается шрифтом 14 через полтора интервала с выравниванием по ширине.

Размеры полей: верхнее и нижнее – 20 мм; правое – 10 мм; левое – 30 мм.

Структурные части конкурсной работы, каждая из которых начинается с нового листа:

Титульный лист

Содержание

Введение

Основная часть

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Заголовки структурных частей работы “СОДЕРЖАНИЕ”, “ВВЕДЕНИЕ”, “ГЛАВА”, “ЗАКЛЮЧЕНИЕ”, “СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ”, “ПРИЛОЖЕНИЯ” печатают прописными буквами в середине строк, используя полужирный шрифт.

Новая глава начинается с нового листа.

Заголовки подглав печатают строчными буквами (кроме первой прописной) с абзацного отступа полужирным шрифтом.

Переносы слов в заголовках не допускаются.

Страницы нумеруются арабскими цифрами. Номер ставится в правом верхнем углу без точки. Нумерация страниц работы и приложений, входящих в её состав, сквозная.

 

Титульный лист любого вида работы должен содержать следующую информацию:

v название конкурса, на который подаётся работа;

v название учреждения образования;

v название работы, жанр: заголовок располагают в середине строки; печатают прописными буквами, не подчеркивают;

v сведения об авторе: фамилия, имя, отчество, класс;

v сведения о научном руководителе: фамилия, имя, отчество, ученая степень и ученое звание, должность, место работы;

v место и год написания работы (без запятой). Слово «год», даже буква «г» не пишутся.

 

Содержание включает названия структурных частей работы с указанием номеров страниц, на которых расположено начало материала каждой структурной части.

Содержание обычно оформляется на втором листе работы.

Главы (подглавы) нумеруются арабскими цифрами.

Нумерация подглав двойная: сначала ставится номер главы, затем точка, после неё – номер подглавы.    

Приложения имеют свою нумерацию.

Введение и заключение не нумеруются!

Например:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                 3

ГЛАВА 1. НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ                                                                 6

1.1 Название подглавы                                                                                  7

1.2 Название подглавы                                                                                11

ГЛАВА 2. НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ                                                                16

2.1 Название подглавы                                                                                17

2.2 Название подглавы                                                                                19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                    25

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                                     27

 

Начинается работа с «ВВЕДЕНИЯ» – с. 3 (титульный лист и содержание включаются в общую нумерацию страниц, но номер страницы на титульном листе и содержании не проставляется).

 

Введение представляет собой ответственную часть научной работы, т.к. содержит в сжатой форме все основные, фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых посвящено исследование. Введение должно включать:

Ø отношение автора к изучаемой проблеме,

Ø оценку современного состояния изучаемой проблемы,

Ø обоснованность и необходимость проводимых им исследований,

Ø обоснование актуальности темы исследования,

Ø определение целей и задач исследования,

Ø формулирование гипотезы (если необходимо),

Ø определение методов исследования,

Ø значение данной работы в контексте других исследований по данной проблеме.

 

Объем введения небольшой и обычно составляет 2 – 3 страницы (но не более 5) к объему в 25 листов.

 

Основная часть работы должна состоять из следующих структурных этапов:

выбора направления исследования и объекта исследования,

описания диагностического и иного инструментария, полученных результатов,

описания новизны и практической значимости полученных в ходе исследования результатов,

обобщения и выводов автора, следующих из результатов исследования.

 

Этапы исследования должны отражать:

·                        обоснованность выбора направлений исследования.

·                        методы решения поставленных задач, их сравнительная характеристика,

·                        обобщение результатов исследования, описание соответствия результатов исследования его цели.

Основная часть работы может содержать 2 – 3 главы. Главы должны быть соразмерными по отношению друг к другу. Каждая глава должна завершаться выводами.

Не следует использовать в работе сокращения, кроме общепринятых (например, ООН). Если использование аббревиатур необходимо, то вначале даётся полное название, а в скобках приводится сокращённое.

Иллюстрации (фотографии, рисунки, графики, схемы, диаграммы, карты и т.д.) и таблицы могут размещаться как в тексте, так и вынесены в Приложения. На все рисунки и таблицы должны быть ссылки в тексте исследования.

 

Иллюстрации (фотографии, рисунки, графики, схемы, диаграммы, карты и т.д.) и таблицы позволяют более полно раскрыть содержание текста, придают изложению ясность и наглядность. Количество иллюстративного материала и его состав определяются особенностями работы, но обязательно должны быть грамотно выполнены, правильно оформлены и органически связаны с текстом. Иллюстрации и таблицы, размещенные в тексте, обозначаются соответственно словами «Рисунок» и «Таблица» и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах каждой главы. Номер иллюстрации (таблицы) должен состоять из номера главы и порядкового номера иллюстрации (таблицы), разделённых точкой. Например, «Рисунок 1.2» (второй рисунок первой главы), «Таблица 2.5» (пятая таблица второй главы). Если в главах приведено лишь по одной иллюстрации (таблице), то их нумеруют последовательно в пределах работы в целом. Например, «Рисунок 1», «Таблица 3».

Рисунки, как правило, имеют название и пояснительные данные. Пояснительные данные помещают под иллюстрацией, а со следующей строки – слово «Рисунок», номер и название иллюстрации, отделяя знаком тире номер от названия. Точку в конце нумерации и названия иллюстрации не ставят.

Цифровой материал исследования оформляется в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь краткий заголовок, который состоит из слова «Таблица», её порядкового номера и названия, отделённого от номера знаком тире. Заголовок следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа. Точку в конце нумерации и названия таблицы не ставят.

При переносе части таблицы на следующий лист её заголовок указывают один раз над первой частью, слева над другими частями пишут слово «Продолжение». Например, «Продолжение таблицы 1.2»

 

Цитаты всегда заключаются в кавычки. В скобках после цитаты обязательно делается ссылка на источник.

 

Сноски на источники оформляются в квадратных скобках прямо в основном тексте работы, например: [4, с.56]. Здесь указывается номер источника в списке литературы, страница, на которой расположена цитата либо материал, подвергнутый переработке.

 

Заключение содержит:

краткие выводы по результатам исследования,

предложения по их практическому использованию,

указание и ссылки по итогу исследования для его практического применения: составление инструкций, методик, анкет, учебных пособий и т.д.

Заключение обычно составляет не менее 1 – 2 страниц (но не более 3) к объему в 25 листов. Основное требование к заключению – оно не должно дословно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследований, предложения по их практическому использованию.

 

Список использованных источников – это список изученной по теме литературы, представленный особым образом. В список литературы включаются все использованные в работе источники.

Список использованных источников следует располагать в алфавитном порядке фамилий первых авторов или заглавий, соблюдая требования оформления библиографического описания изданий.

 

Приложение – это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимее для более полного освещения темы. Оно размещается после основного текста и оформляются как продолжение работы на следующих её страницах, располагаются в порядке появления ссылок в тексте. Приложения содержат копии документов, статистические материалы и т.п. По форме они представляют собой тексты, графики, карты, таблицы и т.п. Приложения располагаются в порядке появления ссылок в тексте исследования.

Каждое новое приложение начинается с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «ПРИЛОЖЕНИЕ».

Приложение должно иметь содержательный заголовок, который размещается с новой строки по центру листа с прописной буквы.

Если в работе несколько приложений, то их нумеруют последовательно арабскими цифрами, например, «ПРИЛОЖЕНИЕ 5».

 

Этап 4. Рецензирование исследовательской работы

Рецензия – письменный анализ, отзыв, содержащий критическую оценку работы руководителем. В рецензии научный руководитель дает характеристику работе, указывает её сильные и слабые места, уделяет внимание объему и характеру использованной литературы и исторических источников.

Рецензию можно условно разделить на две части. Первая часть – описательная. В ней рассматриваются актуальность работы, её новизна, личный вклад автора в решение рассматриваемых проблем.

Вторая часть – оценивающая. Она содержит указания на положительные стороны работы и её недостатки, в ней определяется точность, обоснованность положений и выводов.

В заключительной части рецензии делается вывод об актуальности и практической значимости работы.

Объем рецензии не должен превышать двух печатных листов.

 

Этап 5. Защита результатов исследования

Многие успешные исследования учащихся зачастую проигрывают на конкурсах исследовательских работ из-за неумелой презентации и защиты результатов исследования. Чтобы избежать ошибок, необходимо провести серьезную подготовку.

Публичное выступление предполагает умение представить содержание материала в форме презентации, которая может быть эффективной и эффектной. Поэтому необходимо владеть ее навыками.

 

Основными этапами презентации являются:

1.  Подготовка к презентации

2.  Структурирование выступления

3.  Составление записи

4.  Использование вспомогательных средств

5.  Подача материала

6.  Резюме

 

1. Подготовка к презентации

При подготовке к любой презентации необходимо учитывать три основных фактора:

1.  Тип аудитории

2.  Цель выступления

3.  Составление материала

 

2. Структурирование выступления

Традиционно выступление имеет такую структуру:

1.                     Вступление, или начало (10%)

2.                     Основная часть, или середина (80%)

3.                     Резюме, или окончание (10%).

 

Вступление направлено на формирование интереса аудитории через обоснование социальной и личностной значимости темы. Целесообразно начинать свое выступление с чего-то необычного, неожиданного – цитаты, вопроса, примера, показа чего-либо.

 

Основная часть – это раздел, в котором излагаются аргументы и структурированная информация. Информация может быть представлена через известную структуру 4-х «П»:

1.  Положение (тезис)

2.  Проблема (формулировка)

3.  Потенциал (возможность решения проблемы)

4.  Предложения (наилучшее решение проблемы)

Применение этой структуры даст возможность создать полное, логическое описание основной информации.

 

Резюме – это суммирование основных пунктов выступления, которое должно быть кратким и острым, чтобы отпечататься в сознании аудитории. При этом нет необходимости приводить новые аргументы.

 

Примерная структура выступления учащегося

1.  Подготовка аудитории к восприятию, стимулирование интереса слушателей к докладчику.

2.  Постановка проблемы, демонстрация её актуальности, основной тезис (идея, гипотеза) исследования.

3.  Объявление цели, задач исследования и плана доклада.

4.  Рассказ о том, как решалась первая задача и какие получены результаты.

5.  Рассказ о том, как решалась вторая задача исследования и какие получены выводы (и далее по каждой задаче).

6.  Возвращение к основному тезису исследования, демонстрация того, что цель достигнута.

7.  Формулировка выводов.

В статье Е.Тягловой предлагаются полезные рекомендации для ответов на вопросы, которые получает докладчик.

 

3. Составление записи выступления

При подготовке выступления используют один из трех способов записи:

1.  Краткие пометки в соответствии с планом выступления

2.  Более пространная запись, включая вступление, связки между структурными частями, резюме.

3.  Полный сценарий выступления, представленный в форме разговорных фраз (идиом).

 

Краткие пометки уместны, когда Вы хорошо знаете свои аргументы, предмет беседы довольно прост, Вы – опытный оратор.

 

Более пространная запись подходит, когда Вы знаете свой материал хорошо или материал не настолько сложен, что требует полного сценария.

 

Полный сценарий необходим, когда:

1) презентация запланирована;

2) мероприятие будет записываться;

3) имеется определенная последовательность видео/аудио демонстрации, требующая конкретных подсказок для ассистента-оператора;

4) Вы – неопытный оратор;

5) Вы не надеетесь на свою память.

 

Рекомендации для подготовки записей выступления:

1.  Для пометок лучше всего использовать карточки, поскольку их легко держать в руке.

2.  Пишите только на одной стороне карточки, чтобы не тратить время на переворачивание.

3.  Используйте различные цвета для пометок, означающих использование аудио/видео средств, пауз или участие аудитории.

4.  Пишите большими четкими буквами, чтобы было легко читать записи.

5.  Выучите наизусть вступление и заключение, чтобы вызвать доверие аудитории и сохранить ее интерес.

6.  Пронумеруйте каждую страницу в правом верхнем углу, чтобы не перепутать записи и сохранить последовательность изложения.

7.  Если страницы сценария требуется переворачивать, используйте папку с направляющими кольцами.

8.  Всегда готовьте записи самостоятельно, так как только Вы знаете свою информацию досконально и моменты, когда необходимо сделать особый акцент.

 

4. Использование вспомогательных средств

Технические и наглядные средства могут существенно способствовать эффективности любой презентации, поскольку стимулируют не только слушание, но и другие чувства – видение, касание, осязание, обоняние. Правильный выбор средств увеличивает воздействие, понимание и сохранение информации в памяти участников презентации.

 

Виды технических и наглядных средств:

1.  Проектор

2.  Стенд (постер)

3.  Доска (меловая, пластиковая)

4.  Видеомагнитофон

5.  Компьютер

6.  Диски

7.  Образцы продукции

8.  Карты или иллюстрации

9.  Рекламные листки и др.

 

Рекомендации:

1.  Всегда говорите только с аудиторией, никогда не говорите с доской или экраном.

2.  Не загораживайте изображение, используйте указку или протянутую руку.

3.  Если Вам надо что-то нарисовать или написать, сначала сделайте это, затем говорите.

4.  Если работа над доской или экраном должна быть продолжительной, например, рисование, вовлекайте в этот процесс аудиторию, разговаривая с ней.

5.  Следуйте общим рекомендациям работы с мультимедийными средствами.

 

5. Подача материала

При подаче материала следует применять разнообразные коммуникативные средства – вербальные, невербальные и паралингвистические.

 

К вербальным средствам относятся: речь (правильность или неправильность), подбор выражений, смысл высказываний. Следует помнить, что письменная и живая речь отличаются друг от друга. Желательно накапливать опыт публичных выступлений, приобретать риторические навыки.

 

Паралингвистическими сигналами выступают особенности произнесения речи и неречевых звуков, качества голоса. Рекомендации таковы:

§  отчетливость речи,

§  доброжелательность интонации,

§  громкость голоса – средняя,

§  высота тона – низкая,

§  быстрота речи умеренная.

 

К невербальным средствам следует отнести:

ü расположение в пространстве (угол поворота и наклона тела, дистанция);

ü позы (открытые/закрытые, симметричные/ассиметричные);

ü жесты (движения рук);

ü мимика (улыбка, выражение лица);

ü взгляд (продолжительность и частота контакта глаз),

ü оформление внешности (одежда, прическа, макияж);

ü запахи (соблюдение гигиены, применение косметики),

ü прикосновения (ритуализированные – пожатие рук и проч.).

 

При выступлении не рекомендуются:

Ø ритмические движения (постукивание ногой об пол);

Ø движения большой амплитуды (раскачивание туловища из стороны в сторону),

Ø резкие движения (взмахивание рук);

Ø неритуализированные прикосновения (похлопывание по плечу).

 

Как подготовить доклад для защиты исследовательской работы

Для того чтобы вложиться в 7 – 8 минут выступления (2 – 3 минуты оставляем для установления психологического комфорта), необходимо 5 страниц печатного текста (размер шрифта 14 и интервал 1,5).

1. Во введении (примерно 1 страница) необходимо привлечь внимание слушателей, установить с ними контакт. Введение посвящено цели и задачам работы, её актуальности.

2. Основная часть (примерно 3 страницы) должна раскрыть сущность и итоги исследования: акцент на новой информации, полученной в процессе научного поиска; перспективы дальнейшего развития темы.

3. В заключении (примерно 1 страница) необходимо сказать главное, подвести итог сказанному, дать в сжатом виде итоги проделанной работы и рекомендации по их практическому использованию.

Ответы на вопросы – важный этап успешной защиты работы. При этом необходимо обязательно сохранять культуру поведения и избегать категоричности. Вопросы может задать и члены жюри, и любой из присутствующих на выступлении, и учащийся должен быть к этому готов. Вопрос дает ещё одну возможность продемонстрировать учащемуся обстоятельность и глубину изучения темы. Если докладчику задают вопрос, то это значит, что тема заинтересовала, привлекла внимание слушателей.

 

Обратите внимание на форму ответа на вопросы:

1.                     Спасибо за вопрос:

а) мой ответ …; Согласно этике проведения научных дискуссий, перед тем, как отвечать по существу на заданный вопрос, принято поблагодарить его автора. Ведь спрашивающий проявил интерес к вашей работе.

б) у меня, к сожалению, нет ответа, поскольку рассмотрение этого вопроса не входило в границы моего исследования.

 

2. Спасибо, ваш вопрос понял (-а) … .

 

3. Извините, я не понял (-а) вопроса. Повторите его, пожалуйста! В противном случае, есть опасность того, что вы отвечаете не на вопрос, который вам задали, а на свою версию вопроса. Не стоит впадать в другую крайность – начинать уточнять очевидные и понятные вещи.

 

4. Правильно ли я понял, что заданный вопрос …?

 

5. Ответ на заданный вопрос требует достаточно подробного объяснения, если на это будет выделено время, я готов(-а) ответить на него.

 

Рекомендуется организовать предварительное выступление учащегося перед небольшой аудиторией, например, перед классом. Это поможет докладчику во время выступления на конференции чувствовать себя увереннее.

 

Рекомендации по составлению презентации:

1.  Презентация не должна повторять текст выступления.

2.  На слайды выносятся определения, термины, материалы, которые имеют принципиальное значение для представленного исследования.

3.  Графики, рисунки, диаграммы, фотографии и т.п. должны по возможности максимально заполнять поле экрана.

4.  Цветовое оформление фона слайдов не должно вызывать усталости и раздражения для глаз (на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов).

5.  Категорически нельзя читать слайды и «перегружать» их.

6.  На слайде не должно быть слишком много слов.

 

Обращаем внимание, что дополнительные баллы за наличие презентации на конференции, как правило, не предусматриваются.

 

Структура презентации на 7 – 8 минут:

1-й слайд. Название работы, Ф.И.О. автора, класс, учреждение образования, Ф.И.О. руководителя, ученая степень и ученое звание, должность, место работы.

2 – 4-й слайды. Методология работы (цель, задачи, предмет, объект, актуальность).

5 – 6-й слайды. Итоги анкетирования (если проводилось).

7 – 8-й слайды. Содержание работы.

9- 11-й слайды. Итоги по разделам.

12-й слайд. Практическая значимость работы.

13 – 14-й слайды. Итоги исследования.

15-й слайд. Спасибо за внимание!

На 7 – 8 минут достаточно 12 – 15 слайдов [6].

 

Критерии оценки конкурсных исследовательских работ

1. Эрудированность автора в рассматриваемой области:

– степень знакомства с современным состоянием проблемы,

– использование известных результатов и научных фактов в работе,

– полнота цитируемой литературы, ссылка на учёных и исследователей, занимающихся данной проблемой.

 

2. Оценка собственных достижений автора:

– использование дополнительных знаний,

– степень новизны полученных результатов,

– научно-практическая значимость работы.

 

3. Характеристика работы:

– грамотность и логичность изложения материала,

– структура работы (введение, постановка задач, решение, выводы).

 

Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности

 

www.nsportal.ru – материалы в помощь педагогам по организации исследовательской деятельности (методические рекомендации, мультимедийные презентации и др.).

www.openclass.ru – материалы в помощь педагогам по организации проектной и исследовательской деятельности (опыт работы).

www.festival.1september.ru – материалы в помощь педагогам по организации проектной и исследовательской деятельности (опыт работы, методические рекомендации, мультимедийные презентации и др.).

www.internet-konfweb202011.blogspot.com – материалы Интернет-конференции «Социальные сервисы WEB 2.0 в образовании: опыт, проблемы, перспективы».

www.vio.uchim.info – Целевой педагогический проект «Организация исследовательской деятельности школьников в общеобразовательном учреждении».

www.aleshinanataly.blogspot.com/ – рекомендации в помощь научному руководителю исследовательской деятельностью учащихся (Интернет- ресурсы, список литературы).

http://radschool.ehost.by/p209aa1.html – материалы по организации исследовательской деятельности учащихся, проведению районной конференции.

http://sosh28.0222.by/upload/scool28-issled.doc – школьный проект «Исследовательская деятельность учащихся как метод развития творческих способностей учащихся».

http://iro.readme.by/ –в разделе «Публикации» содержатся методические рекомендации, опыт работы педагогов, исследовательские работы учащихся, победителей конкурсов исследовательских работ от областного до республиканского уровней.

iro.gomel.by/images/doc/pecomend/isledgym.doc- организация исследователь-ской деятельности учащихся

lgrg.ucoz.ru/_ld/0/30_______-.doc- материалы по организации проектной и исследовательской деятельности                                                   

http://www.учпортал.бел/index.php/metodichki/214-issledovaniya/188-  организация исследовательской деятельности учащихся по предметам общественно-гуманитарного цикла

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.       Абрамчик, Е. Педагогика толерантности: история холокоста. О воспитании толерантности у школьников через исследовательскую деятельность / Е. Абрамчик // Минская школа сегодня. – 2001. ‑ № 12. – С. 28-31.

2.       Белоусова, Т.Н. Влияние педагогических мифов на организацию исследовательской и проектной деятельности школьников / Т.Н. Белоусова // Стандарты и мониторинг в образовании. ‑ 2010. ‑ № 6. – С. 44-49.

3.       Белоусова, Т.Н. Исследования и проекты: что снижает мотивацию к познанию / Т. Н. Белоусова // Народное образование. – 2010. – № 8. – С. 169-176.

4.       Гузеев, В.В. Исследовательская работа школьников: суть, типы и методы / В.В. Гузеев // Школьные технологии. – 2010. ‑ № 5. – С. 49-53.

5.       Данілевіч, А. З вопыту арганізацыі навукова-даследчай дзейнасці вучняў / Алена Данілевіч // Образование Минщины. – 2011. ‑ № 6. – С. 42-44.

6.       Дереклеева, Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. / Н.И.Дереклеева. – М.: 5 за знания, 2008. – 224 с.

7.       Дереклеева, Н.И. Научно-исследовательская деятельность учащихся и учителей.Необходимые условия и алгоритмы организации / Н.И. Дереклеева // Кіраванне ў адукацыі. – 2010. ‑ № 9. – С. 27-41.

8.       Драбеня, Ф.В. Апрабацыя вынікаў вучнёўскага даследавання / Ф.В.Драбеня // Столичное образование. – 2011.  – № 5.– С. 16 – 18.

9.       Дроговоз, И.Г. Как организовать исследование и получить результат / И.Г.Дроговоз // Столичное образование. – 2011.  – № 5.– С.49 – 51.

10.  Жвалевская, Д. Исследовательский подход в обучении / Д.Жвалевская // Образование Минщины. – 2011. – № 1. – С. 50-53.

11.  Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии – 2 / Н.И.Запрудский. – Минск, 2010. – 256 с.

12.  Зачёсова, Е.В. Написание текстов: рекомендации юным авторам учебных исследований и их руководителям. / Е.В.Зачёсова // Школьные технологии.– 2006.– № 5. – С.105 -111.

13.  Земскова, Г.М. Управление исследовательской деятельностью учащихся через работу школьного научного общества / Г.М. Земскова // Методист. – 2011. ‑ № 9. – С. 51-58.

14.  Исследовательская работа школьников / сост. И.С. Криволап. – Минск: Краско-Принт, 2005. – 176 с. – (Педагогическая мастерская).

15.  Карпов, А.О. Как организовать систему исследовательского обучения школьников / А.О. Карпов // Школьные технологии. – 2011. ‑ № 3. – С. 98-105.

16.  Котельникова, Я.А. Некоторые особенности организации и оформления исследовательской работы учащихся: методическое пособие для педагогов, организующих исследовательскую деятельность школьников / Я.А.Котельникова // Исследовательская работа школьников. – 2009. – № 1. – С. 49–61.

17.  Клементьевская, Е.А. Система работы с одарёнными и высокомотивированными детьми / Е.А. Клементьевская // Исследовательская работа школьников. – 2009. – № 2. – С. 33–47.

18.  Краевский, В.В. Методологические характеристики научного исследования / В.В. Краевский // Народное образование. – 2010. – № 5. –

19.  С. 135-143.

20.  Маслова, Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. / Е.В.Маслова. – М.:АРКТИ, 2006.– 64 с.

21.  Образцы оформления библиографического описания в списке источников // Инструкция по оформлению диссертации, автореферата и публикаций по теме диссертации: утв. постановлением аттестационной комиссии Республики Беларусь от 22 февраля 2006 г. № 2. // Адукацыя і выхаванне. – 2006. – № 5. – С.77–82.

22.  Опыт организации исследовательской деятельности школьников «Малая академия наук» / авт.-сост. Г.И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с.

23.  Организация исследовательской деятельности учащихся: тема номера // Столичное образование сегодня. ‑ 2011. – № 5.

24.  Организация работы научно-исследовательской деятельности по истории в средней школе / сост. Л.Л.Калина, Т.Б.Карасёва. – Мозырь, 2008.

25.  Радевич, Е.В. Исследователь в классе: развитие навыков исследовательского поведения школьников / Елена Радевич // Образование Минщины. – 2011. ‑ № 6. – С. 49-53.

26.  Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учебное пособие. / А.И.Савенков. – М.: Ось-89, 2006. – 480 с.

27.  Савенков, А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников: методическое пособие / А.И. Савенков. – Москва: Генезис, 2005. – 203с.

28.  Савенков, А. Учебно-исследовательская практика в современном образовании / А.Савенков // Образование Минщины. – 2011. ‑ № 2. – С. 75-79.

29.  Сафонов, Н.Н. Исследовательская деятельность – условие, средство и результат развития одаренности / Н.Н. Сафонов // Русский язык и литература. – 2011. ‑ № 6. – С. 41-44.

30.  Тяглова, Е.В. Методика апробации результатов исследовательской деятельности учащихся. / Е.В.Тяглова // Школьные технологии. – 2007. – № 1. – С.103-118.

31.  Файн, Т.А. Исследовательский подход в обучении / Т.А. Файн // Практика административной работы в школе. – 2003. – №6. –С.14-23.

32.  Файн, Т.А. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников / Т.А. Файн // Практика административной работы в школе. – 2003. – №7 – С.35-45; – 2004. – №1. – С.42-46.

33.  Чечель, И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе / И.Д. Чечель. – М., 1998

34.  Шарипов, Б.Ж. Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в инновационных школах / Б.Ж. Шарипов // Информатика и образование. – 2010. ‑ № 11. – С. 113-117.

35.   

Сайты по тематике исследовательских работ по учебным предметам

 

http://terra.pokori.net/index.php/temy-issledovatelskikh-rabot-da-nach-klassov- тематика исследовательских работ для начальных классов

https://novka.schools.by/news/136733- тематика исследовательских работ для начальных классов

temagenerator.ru/izbrannye-temy/- темы исследовательских работ для учащихся

naroddiplom.ru/213-temy-uchebno-issledovatelskix-rabot-dlya-uchashhixsya-10-x-kl…- темы исследовательских работ для учащихся 3 ступени общего среднего образования

 

Критерии оценивания исследовательских работ учащихся

 

Критерий 1.  Постановка цели и задач (максимум 3 балла)

 

Цель и задачи  не сформулированы

0

Цель сформулирована, но не обоснована. Задачи не соответствуют цели.

1

Цель ясно сформулирована и обоснована в общих чертах. Задачи соответствуют цели частично.

2

Цель определена, ясно сформулирована, четко обоснована. Задачи соответствуют цели.

3

Критерий 2. Актуальность темы (максимум 3 балла)

 

Актуальность темы не обоснована

0

Назван лишь один из возможных аспектов актуальности темы.  Степень актуальности определить сложно.

1

Актуальность темы обоснована, однако не выявлены все ее важные аспекты

2

Актуальность темы обоснована в полной мере, тема  имеет большой практический и теоретический интерес.

3

Критерий 3. Глубина раскрытия темы (максимум 3 балла)

 

Тема не раскрыта

0

Тема раскрыта фрагментарно

1

Тема раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы

2

Тема раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы

3

Критерий 4. Анализ хода работы, выводы и перспективы (максимум 3 балла)

 

Не предприняты попытки проанализировать ход и результат работы.  Исследование проведено не в соответствии со сформулированными целью и задачами, исходной гипотезой (идеей). Выбор методов и инструментальных средств исследования осуществлен без учета анализа разработанности темы (проблемы) исследования и определения данных для использования в исследовании. Не представлены данные, полученные при проведении исследования, или не осуществлены их анализ и обработка

0

Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы.  Исследование частично проведено в соответствии со сформулированными целью и задачами, исходной 1 гипотезой (идеей). Частично проведен анализ разработанности темы (проблемы) исследования. Данные для использования в исследовании не определены. Выбор методов и инструментальных средств исследования осуществлен без учета данных. Представлены данные, полученные при проведении исследования, но не осуществлены их анализ и обработка

1

Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в работе. Исследование в основном проведено в соответствии со сформулированными целью и задачами, исходной гипотезой (идеей). В основном корректно проведен анализ разработанности исследуемой темы (проблемы) исследования и определены данные для использования в исследовании, осуществлен выбор методов и инструментальных средств исследования. Представлены данные, полученные при проведении исследования, в основном корректно осуществлены их анализ и обработка

2

Сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы.  Исследование проведено в соответствии со сформулированными целью и задачами, исходной гипотезой (идеей). Корректно проведен анализ разработанности исследуемой проблемы и определены данные для использования в исследовании, осуществлен выбор методов и инструментальных средств исследования. Представлены данные, полученные при проведении исследования, корректно осуществлены их анализ и обработка на соответствие исходной гипотезе (идее)

3

Критерий 5. Достоверность и обоснованность результатов работы исследовательского характера (максимум 3 балла)

 

Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора. Общее или слабое ориентирование в заданной области. Результаты исследования недостоверны; не обоснованы и не систематизированы; выводы не отражают проведенное исследование

0

Результаты исследования частично достоверны; частично обоснованы, обобщены и систематизированы; выводы частично отражают проведенное исследование, не всегда сформулированы четко и в соответствии с заявленными целью и задачами Автор проявил незначительный интерес к теме, но не продемонстрировал самостоятельности в работе.

1

Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему, применены элементы творчества. Собственная разработка отдельных вопросов, глубокая проработка имеющихся источников. Результаты исследования в основном достоверны; в основном обоснованы, обобщены и систематизированы; выводы в основном отражают проведенное исследование, сформулированы в соответствии с заявленными целью и задачами.

2

Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее работы. Собственная постановка проблемы или задачи, непосредственное участие в эксперименте, использование в работе аналитических методов и т.д. и т.п. Результаты исследования достоверны; обоснованы, обобщены и систематизированы; выводы отражают проведенное исследование, сформулированы четко и в соответствии с заявленными целью и задачами .

3

Критерий 6.  Исследовательский подход к работе.  Теоретическая и (или) практическая значимость результатов работы  (максимум 2 балла)

 

Данный критерий в работе не представлен. Теоретическая и практическая значимость исследования отсутствует

0

Проведено небольшое (фрагментарное) исследование. Содержащиеся в работе идеи и заключения не отличаются оригинальностью, представленные практические результаты частично отвечают цели исследования и имеют прикладное значение

1

Полученные в работе результаты уточняют и конкретизируют известные теоретические положения и практические результаты; высказано предположение о возможности использования результатов в образовательной;практике и / или в повседневной жизни; представленные практические результаты в основном отвечают цели исследования и имеют прикладное значение

2

Работа содержит оригинальные идеи, заключения; обоснована возможность  использования результатов в образовательной практике и / или в повседневной жизни; представленные практические результаты отвечают цели исследования и имеют прикладное значение; обозначены перспективы разработки темы исследования

3

Критерий 7. Соответствие требованиям оформления (максимум 2 балла)

 

Работа не соответствует стандартам, плохо просматривается структура или отсутствуют несколько разделов

0

Работа соответствует стандартам оформления (согласно Положению о конкурсе)

1

 Работа оформлена изобретательно, применены нетрадиционные средства, повышающие качество описания (рисунки, фотографии, схемы, диаграммы, макеты и т. п.)

2

Критерий 8. Грамотность оформления работы (максимум 2 балла)

 

 Стиль изложения носит ненаучный характер; термины используются некорректно,  допущены ошибки

0

В работе частично соблюдаются нормы научного стиля, терминология не всегда используется корректно и уместно,  допущены опечатки

1

В работе в основном выдержан научный стиль изложения; выбор терминологии не в полной мере соответствует области исследования, терминология используется в основном корректно и уместно, нет ошибок

2

В работе выдержан научный стиль изложения; терминология используется корректно и уместно

3

 

Критерии оценки публичного выступления участника конкурса

 

№п/п

Критерии

Оценка

1.       

Качество доклада

0 – Доклад не дает представления об исследовании, докладчик часто допускает нарушения речевых норм; докладчик зачитывает работу.1 – Доклад дает частичное представление об исследовании; докладчик допускает нарушения речевых норм; докладчик рассказывает работу, но суть  работы не объяснена.2 – Доклад в основном дает представление об исследовании; докладчик в основном соблюдает речевые нормы; четко выстроенный доклад.3 – Доклад дает полное представление об исследовании в его ключевых аспектах; докладчик соблюдает речевые нормы;доклад производит выдающееся впечатление

2.       

Качество ответов на вопросы

0 –Докладчик не понимает вопросы, или не может ответить по существу, или не ориентируется в материале1 – Докладчик демонстрирует частичное понимание вопросов, испытывает затруднения при ответе, слабо ориентируется в материале, не может ответить на часть вопросов жюри2 – Докладчик правильно понимает вопросы, в основном ориентируется в материале, по существу отвечает на поставленные вопросы с отдельными погрешностями в аргументации, отвечает на все вопросы3- Докладчик правильно понимает вопросы, свободно ориентируется в материале, аргументировано и по существу отвечает на все поставленные вопросы (либо у жюри вопросов не возникло)

3.       

Оформление демонстрационного материала

1 – некорректно используется иллюстративный и демонстрационный, материалы низкого качества выполнения2 – не всегда корректно используется иллюстративный и демонстрационный материал, демонстрационный материал традиционен: рисунки, диаграммы, фотографии3 – корректно используется иллюстративный и демонстрационный материал, оригинальность демонстрационного материала

4.       

Четкость выводов, обобщающих доклад, личностное отношение докладчика

0 – нет выводов1 – выводы имеются, но они не доказаны2 – выводы нечеткие3 – выводы полностью характеризуют работу

5.       

Проявление личности докладчика

1– уверенность, владение собой, организованность1– культура речи, поведение1– эмоциональность (неравнодушие)

6.       

Соблюдение регламента

1 – не выполнен регламент2 – регламент выполнен

7.       

Языковое оформление

2– фонетическая составляющая речи2– лексическая наполняемость2– грамотность устного высказывания