Дорогие родители!
Школа предлагает вам сотрудничество в воспитании ребенка. Ребенок для вас — это ваше будущее, это ваше бессмертие. Ведь каждый человек физически продолжается в своих детях, внуках, в своих потомках. И вы, конечно, хотите, чтобы ваше физическое продолжение было достойным, чтобы оно не только сохранило все ваши достоинства, но и приумножило их.
Мы — школа, учителя — тоже крайне заинтересованы в том, чтобы ребенок стал полноценным человеком, культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью. Для этого мы работаем, отдаем детям свои души и сердца, свой опыт и знания. Для того чтобы наше сотрудничество было плодотворным, мы рекомендуем вам придерживаться в воспитании вашего ребенка следующих правил:
1. Ребенок должен быть членом семьи, но не ее центром. Когда ребенок становится центром семьи и родители приносят себя ему в жертву, он вырастает эгоистом с завышенной самооценкой, он считает, что «все должно быть для него». За такую безрассудную любовь к себе он зачастую отплачивает злом — пренебрежением к родителям, к семье, к людям.
Не менее вредно, конечно, равнодушное, тем более пренебрежительное отношение к ребенку. Избегайте крайностей в любви к ребенку.
2. Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ваш ребенок должен твердо усвоить этот закон.
3. Главное средство воспитания ребенка — это пример родителей, их поведение, их деятельность, это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах и радостях, это труд и добросовестное выполнение им ваших поручений. Слова — вспомогательное средство. Ребенок должен выполнять определенную, все усложняющуюся по мере взросления работу по дому для себя, для всей семьи.
4. Развитие ребенка — это развитие его самостоятельности. Поэтому не опекайте его, не делайте за него то, что он может и должен сделать сам. Помогайте ему в приобретении умений и навыков, пусть он научится делать все то, что умеете вы. Не страшно, если он сделает что-то не так, как надо: ему полезен опыт ошибок и неудач. Разъясняйте ему его ошибки, обсуждайте их вместе с ним, но не наказывайте за них.
5. Основа поведения ребенка — это его привычки. Следите за тем, чтобы у него образовались добрые, хорошие привычки и не возникали дурные. Научите его различать добро и зло.
6. Для воспитания ребенка очень вредны противоречия в требованиях родителей. Согласуйте их между собой. Еще более вредны противоречия между вашими требованиями и требованиями школы, учителей. Если вы не согласны с нашими требованиями или они вам непонятны, придите к нам, и мы вместе обсудим возникшие проблемы.
7. Очень важно создать в семье спокойный, доброжелательный климат, когда никто ни на кого не кричит, когда даже ошибки и проступки обсуждаются без брани и истерики.
Не оскорбляйте ребенка своими подозрениями, доверяйте ему. Ваше доверие, основанное на знании, будет воспитывать у него личную ответственность. Не наказывайте ребенка за правду, если он признался в своих ошибках сам.
8. Приучайте ребенка заботиться о младших и старших в семье. Мальчик пусть уступает девочке, с этого начинается воспитание будущих отцов и матерей, подготовка счастливого супружества.
9. Следите за здоровьем ребенка. Приучайте его заботиться самому о своем здоровье, о физическом развитии. Помните, что за годы обучения в школе ребенок переживает в той или иной форме возрастные кризисы: в 6-7 лет, когда у ребенка возникает внутренняя позиция, осознание своих чувств и переживаний; кризис полового созревания, проходящий обычно у девочек на 2 года раньше, чем у мальчиков, и юношеский кризис поиска своего места в жизни. Будьте внимательны к ребенку в эти кризисные периоды, меняйте стиль своего отношения к нему по мере перехода от одного возрастного периода к другому.
10. Семья — это дом, и как всякий дом он может со временем ветшать и нуждаться в ремонте и обновлении. Не забудьте время от времени проверять, не нуждается ли ваш семейный дом в обновлении и ремонте.
Желаем вам успехов в трудном и благородном деле семейного воспитания вашего ребенка, пусть он приносит вам радость и счастье!
ПРОГРАММА
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
государственного учреждения образования
«Проскурнянская средняя школа Жлобинского района»
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» для родителей учащихся I-IV классов,
II ступень – «Мой ребенок – подросток» для родителей учащихся V-IX классов,
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» для родителей учащихся X-XI классов
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Основные задачи Родительского университета:
– формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
– формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания;
-обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
– организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования.
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
Формы проведения занятий:
· традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
· дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление классного уголка в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
Ожидаемые результаты работы Родительского университета:
– формирование у родителей осознанного отношения к родительству;
– повышение уровня педагогической культуры родителей;
– активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;
– развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;
Занятия Родительского университета проводятся один раз в четверть. Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.
I. Организационное:
– формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете;
– разработка «Интернет-сайта родительского университета»;
– создание в популярных социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook») Интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности Родительского университета (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).
II. Информационно-просветительское:
– презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета;
– организация педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:
– правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
– педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
– гражданское: о путях развития образования, школы.
– консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам.
III. Содержательное:
– научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
– расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.
Воспитательная деятельность Родительского университета строится:
– на оценке родителями собственного жизненного опыта;
– на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;
– на стабильном общении детей и их родителей;
– на формировании атмосферы поиска новых знаний;
– на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребёнка;
– на развитии творческих способностей членов семьи;
– на умении видеть результаты развития детей;
– на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
1 |
1-е классы |
|
|
|
1.1 |
Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе. Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе |
сентябрь |
Беседа |
классные руководители |
1.2 |
Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника |
ноябрь |
Круглый стол |
классные руководители |
1.3 |
Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться |
январь |
круглый стол |
классные руководители |
1.4 |
Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника. Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка |
апрель |
психологический тренинг |
классные руководители, педагоги-психологи |
2 |
2-е классы |
|||
2.1 |
Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка |
октябрь |
Круглый стол |
классные руководители |
2.2 |
Тема 2. Главные правила здорового образа жизни. Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья |
декабрь |
Лекция |
классные руководители |
2.3 |
Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка |
февраль |
психологический тренинг |
классные руководители, педагоги-психологи, педагоги социальные |
2.4 |
Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье. Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. |
май |
дискуссия |
классные руководители |
3 |
3-е классы |
|||
3.1 |
Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка. Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям |
сентябрь |
Беседа |
классные руководители |
3.2 |
Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников. Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников |
декабрь |
Лекция |
классные руководители, педагоги-психологи |
3.3 |
Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок. Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. |
январь |
дискуссия |
классные руководители, педагоги социальные |
3.4 |
Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви |
апрель |
психологический тренинг |
классные руководители, педагоги-психологи, педагоги социальные |
4 |
4-е классы |
|||
4.1 |
Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников |
сентябрь |
Беседа |
классные руководители |
4.2 |
Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие |
декабрь |
дискуссия |
классные руководители, педагоги социальные |
4.3 |
Тема 3. Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером |
февраль |
круглый стол |
классные руководители |
4.4 |
Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире |
май |
дискуссия |
классные руководители |
ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся I-IV классов
Класс |
Темы консультаций для родителей |
Ответственные |
1 |
Психологические особенности младших школьников. Развитие памяти и внимания младших школьников. Мотивы учения младших школьников. Отношения в семье как основа взаимопонимания. Поощрение и наказание детей в семье. Леворукий ребенок в школе |
Классный руководитель |
2 |
Воспитание вежливости. Профилактика жестокого обращения с детьми. Как на самом деле любить своих детей? Микроклимат в семье и воспитание ребёнка. Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях. Роль отца в воспитании ребенка. Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенка. Семейные традиции ценности в воспитании детей. Учение с увлечением |
Классный руководитель |
3 |
Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение. Как выявить и развить способности детей? Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста. Идеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителей. Как помочь ребенку стать внимательнее? Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка? |
Классный руководитель |
4 |
Агрессивное поведение: как помочь ребенку? Как помочь ребенку правильно распределить свое время? Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем. Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка. Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей. Организация свободного времени детей в период летних каникул |
Классный руководитель |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
1 |
5-е классы |
|||
1.1 |
Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе. Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе |
сентябрь |
беседа |
Классный руководитель |
1.2 |
Тема 2. Ребенок среди сверстников. Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками |
ноябрь |
круглый стол |
Классный руководитель |
1.3 |
Тема 3. Ваш ребенок вырос. Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста |
февраль |
беседа |
Классный руководитель |
1.4 |
Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета |
май |
дискуссия |
Классный руководитель |
2 |
6-е классы |
|||
2.1 |
Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики. Ценности семьи как основа воспитания ребенка |
сентябрь |
беседа |
Классный руководитель |
2.2 |
Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков. Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. |
декабрь |
семинар-практикум |
Классный руководитель |
2.3 |
Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях |
март |
круглый стол |
Классный руководитель |
2.4 |
Тема 4. Организация летнего отдыха подростков. Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период |
май |
беседа |
Классный руководитель |
3 |
7-е классы |
|||
3.1 |
Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников. Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе |
сентябрь |
беседа |
Классный руководитель |
3.2 |
Тема 2. Профилактика правонарушений подростков. Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска» |
ноябрь |
круглый стол |
Классный руководитель |
3.3 |
Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста. Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком |
февраль |
лекция |
Классный руководитель |
3.4 |
Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех |
апрель |
тренинг |
Классный руководитель |
4 |
8-е классы |
|||
4.1 |
Тема 1. Жизненные цели подростков. Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей |
октябрь |
Круглый стол |
Классный руководитель |
4.2 |
Тема 2. Как уберечь подростка от насилия. Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы») |
декабрь |
дискуссия |
Классный руководитель |
4.3 |
Тема 3. Осторожно: суицид. Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения |
март |
Круглый стол |
Классный руководитель |
4.4 |
Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях. Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при конфликте |
май |
психологический тренинг |
Классный руководитель |
5 |
9-е классы |
|||
5.1 |
Тема 1. Портрет современного подростка. Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе |
сентябрь |
лекция |
Классный руководитель |
5.2 |
Тема 2. Агрессия, её причины и последствия. Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка |
ноябрь |
семинар-практикум |
Классный руководитель |
5.3 |
Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек |
февраль |
лекция |
Классный руководитель |
5.4 |
Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Знакомство родителей с результатами диагностики склонностей подростков |
апрель |
Круглый стол |
Классный руководитель |
ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся V-IX классов
Класс |
Темы консультаций для родителей |
Ответственные |
5 |
Мой ребенок становится подростком. Психологические особенности младших подростков. Ребенок в коллективе сверстников. Межличностное общение подростков. Отношения в семье. Компьютерные игры: польза или вред? Вопросы дисциплины. Ответственность родителей за воспитание детей |
Классный руководитель |
6 |
Роль отца и матери в воспитании ребенка. Как научить учиться с удовольствием? Школьные конфликты. Трудности переходного возраста. Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ? Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения? Трудовое воспитание в семье |
Классный руководитель |
7 |
Ваш любимый неидеальный ребенок. Подростковый возраст: проблемы полового созревания. Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов. Любовь и дружба в подростковом возрасте. Как помочь ребенку стать взрослым? Подростки в социальных сетях: безопасное поведение. Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье. Предотвращение отчужденности между родителями и детьми. Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»? |
Классный руководитель |
8 |
Как научиться понимать и принимать подростка? О родительском авторитете. Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях? Подросток в социальных сетях: что делать? Как научить подростка быть ответственным за свои поступки? Домашняя работа: удовольствие или наказание? Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания. Как сохранить репродуктивное здоровье подростка? |
Классный руководитель |
9 |
Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения. Как помочь подростку в выборе профессии? Как научить детей распоряжаться деньгами? Свободное время и его значение в формировании личности подростка. Интернет-зависимость: пути преодоления. Организация свободного времени детей в период летних каникул. Ответственное родительство – залог благополучия семьи |
Классный руководитель |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»
для родителей учащихся X-XI классов
ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся X-XI классов
Класс |
Темы консультаций для родителей |
Ответственные |
10 |
Психофизиологические особенности десятиклассников. Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания. Личное ли это дело – личное счастье? Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников. Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников. Кем быть и каким быть? Организация досуга старшеклассников. Особенности здоровья и физического развития старшеклассника. Режим учебного и физического труда, личная гигиена |
Классный руководитель |
11 |
Трудности личностного роста и их влияние на обучение. Научная организация учебного труда старшеклассников. Роль театра, кино и телевидения в формировании эстетических идеалов у старшеклассников. Закон и ответственность несовершеннолетних. Формирование здорового образа жизни. Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службе. Самореализация личности |
Классный руководитель |
2023/2024
Родительское собрание. Адаптация учащихся 1 класса. В рамках республиканского родительского университета