Дорогие родители!
Школа предлагает вам сотрудничество в воспитании ребенка. Ребенок для вас — это ваше будущее, это ваше бессмертие. Ведь каждый человек физически продолжается в своих детях, внуках, в своих потомках. И вы, конечно, хотите, чтобы ваше физическое продолжение было достойным, чтобы оно не только сохранило все ваши достоинства, но и приумножило их.
Мы — школа, учителя — тоже крайне заинтересованы в том, чтобы ребенок стал полноценным человеком, культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью. Для этого мы работаем, отдаем детям свои души и сердца, свой опыт и знания. Для того чтобы наше сотрудничество было плодотворным, мы рекомендуем вам придерживаться в воспитании вашего ребенка следующих правил:
1. Ребенок должен быть членом семьи, но не ее центром. Когда ребенок становится центром семьи и родители приносят себя ему в жертву, он вырастает эгоистом с завышенной самооценкой, он считает, что «все должно быть для него». За такую безрассудную любовь к себе он зачастую отплачивает злом — пренебрежением к родителям, к семье, к людям.
Не менее вредно, конечно, равнодушное, тем более пренебрежительное отношение к ребенку. Избегайте крайностей в любви к ребенку.
2. Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ваш ребенок должен твердо усвоить этот закон.
3. Главное средство воспитания ребенка — это пример родителей, их поведение, их деятельность, это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах и радостях, это труд и добросовестное выполнение им ваших поручений. Слова — вспомогательное средство. Ребенок должен выполнять определенную, все усложняющуюся по мере взросления работу по дому для себя, для всей семьи.
4. Развитие ребенка — это развитие его самостоятельности. Поэтому не опекайте его, не делайте за него то, что он может и должен сделать сам. Помогайте ему в приобретении умений и навыков, пусть он научится делать все то, что умеете вы. Не страшно, если он сделает что-то не так, как надо: ему полезен опыт ошибок и неудач. Разъясняйте ему его ошибки, обсуждайте их вместе с ним, но не наказывайте за них.
5. Основа поведения ребенка — это его привычки. Следите за тем, чтобы у него образовались добрые, хорошие привычки и не возникали дурные. Научите его различать добро и зло.
6. Для воспитания ребенка очень вредны противоречия в требованиях родителей. Согласуйте их между собой. Еще более вредны противоречия между вашими требованиями и требованиями школы, учителей. Если вы не согласны с нашими требованиями или они вам непонятны, придите к нам, и мы вместе обсудим возникшие проблемы.
7. Очень важно создать в семье спокойный, доброжелательный климат, когда никто ни на кого не кричит, когда даже ошибки и проступки обсуждаются без брани и истерики.
Не оскорбляйте ребенка своими подозрениями, доверяйте ему. Ваше доверие, основанное на знании, будет воспитывать у него личную ответственность. Не наказывайте ребенка за правду, если он признался в своих ошибках сам.
8. Приучайте ребенка заботиться о младших и старших в семье. Мальчик пусть уступает девочке, с этого начинается воспитание будущих отцов и матерей, подготовка счастливого супружества.
9. Следите за здоровьем ребенка. Приучайте его заботиться самому о своем здоровье, о физическом развитии. Помните, что за годы обучения в школе ребенок переживает в той или иной форме возрастные кризисы: в 6-7 лет, когда у ребенка возникает внутренняя позиция, осознание своих чувств и переживаний; кризис полового созревания, проходящий обычно у девочек на 2 года раньше, чем у мальчиков, и юношеский кризис поиска своего места в жизни. Будьте внимательны к ребенку в эти кризисные периоды, меняйте стиль своего отношения к нему по мере перехода от одного возрастного периода к другому.
10. Семья — это дом, и как всякий дом он может со временем ветшать и нуждаться в ремонте и обновлении. Не забудьте время от времени проверять, не нуждается ли ваш семейный дом в обновлении и ремонте.
Желаем вам успехов в трудном и благородном деле семейного воспитания вашего ребенка, пусть он приносит вам радость и счастье!
ПРОГРАММА
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
государственного учреждения образования
«Проскурнянская средняя школа Жлобинского района»
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» для родителей учащихся I-IV классов,
II ступень – «Мой ребенок – подросток» для родителей учащихся V-IX классов,
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» для родителей учащихся X-XI классов
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Основные задачи Родительского университета:
– формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
– формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания;
-обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
– организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования.
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
Формы проведения занятий:
· традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
· дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление классного уголка в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
Ожидаемые результаты работы Родительского университета:
– формирование у родителей осознанного отношения к родительству;
– повышение уровня педагогической культуры родителей;
– активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;
– развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;
Занятия Родительского университета проводятся один раз в четверть. Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.
I. Организационное:
– формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете;
– разработка «Интернет-сайта родительского университета»;
– создание в популярных социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook») Интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности Родительского университета (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).
II. Информационно-просветительское:
– презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета;
– организация педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:
– правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
– педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
– гражданское: о путях развития образования, школы.
– консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам.
III. Содержательное:
– научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
– расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.
Воспитательная деятельность Родительского университета строится:
– на оценке родителями собственного жизненного опыта;
– на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;
– на стабильном общении детей и их родителей;
– на формировании атмосферы поиска новых знаний;
– на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребёнка;
– на развитии творческих способностей членов семьи;
– на умении видеть результаты развития детей;
– на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов
№ | Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов | Сроки проведения | Форма проведения | Ответственные |
1 | 1-е классы |
|
|
|
1.1 | Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе. Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе | сентябрь | Беседа | классные руководители |
1.2 | Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника | ноябрь | Круглый стол | классные руководители |
1.3 | Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться | январь | круглый стол | классные руководители |
1.4 | Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника. Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка | апрель | психологический тренинг | классные руководители, педагоги-психологи |
2 | 2-е классы | |||
2.1 | Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка | октябрь | Круглый стол | классные руководители |
2.2 | Тема 2. Главные правила здорового образа жизни. Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья | декабрь | Лекция | классные руководители |
2.3 | Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка | февраль | психологический тренинг | классные руководители, педагоги-психологи, педагоги социальные |
2.4 | Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье. Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. | май | дискуссия | классные руководители |
3 | 3-е классы | |||
3.1 | Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка. Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям | сентябрь | Беседа | классные руководители |
3.2 | Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников. Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников | декабрь | Лекция | классные руководители, педагоги-психологи |
3.3 | Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок. Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. | январь | дискуссия | классные руководители, педагоги социальные |
3.4 | Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви | апрель | психологический тренинг | классные руководители, педагоги-психологи, педагоги социальные |
4 | 4-е классы | |||
4.1 | Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников | сентябрь | Беседа | классные руководители |
4.2 | Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие | декабрь | дискуссия | классные руководители, педагоги социальные |
4.3 | Тема 3. Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером | февраль | круглый стол | классные руководители |
4.4 | Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире | май | дискуссия | классные руководители |
ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся I-IV классов
Класс | Темы консультаций для родителей | Ответственные |
1 | Психологические особенности младших школьников. Развитие памяти и внимания младших школьников. Мотивы учения младших школьников. Отношения в семье как основа взаимопонимания. Поощрение и наказание детей в семье. Леворукий ребенок в школе | Классный руководитель |
2 | Воспитание вежливости. Профилактика жестокого обращения с детьми. Как на самом деле любить своих детей? Микроклимат в семье и воспитание ребёнка. Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях. Роль отца в воспитании ребенка. Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенка. Семейные традиции ценности в воспитании детей. Учение с увлечением | Классный руководитель |
3 | Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение. Как выявить и развить способности детей? Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста. Идеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителей. Как помочь ребенку стать внимательнее? Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка? | Классный руководитель |
4 | Агрессивное поведение: как помочь ребенку? Как помочь ребенку правильно распределить свое время? Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем. Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка. Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей. Организация свободного времени детей в период летних каникул | Классный руководитель |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX
№ | Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов | Сроки проведения | Форма проведения | Ответственные |
1 | 5-е классы | |||
1.1 | Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе. Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе | сентябрь | беседа | Классный руководитель |
1.2 | Тема 2. Ребенок среди сверстников. Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками | ноябрь | круглый стол | Классный руководитель |
1.3 | Тема 3. Ваш ребенок вырос. Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста | февраль | беседа | Классный руководитель |
1.4 | Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета | май | дискуссия | Классный руководитель |
2 | 6-е классы | |||
2.1 | Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики. Ценности семьи как основа воспитания ребенка | сентябрь | беседа | Классный руководитель |
2.2 | Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков. Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. | декабрь | семинар-практикум | Классный руководитель |
2.3 | Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях | март | круглый стол | Классный руководитель |
2.4 | Тема 4. Организация летнего отдыха подростков. Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период | май | беседа | Классный руководитель |
3 | 7-е классы | |||
3.1 | Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников. Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе | сентябрь | беседа | Классный руководитель |
3.2 | Тема 2. Профилактика правонарушений подростков. Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска» | ноябрь | круглый стол | Классный руководитель |
3.3 | Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста. Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком | февраль | лекция | Классный руководитель |
3.4 | Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех | апрель | тренинг | Классный руководитель |
4 | 8-е классы | |||
4.1 | Тема 1. Жизненные цели подростков. Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей | октябрь | Круглый стол | Классный руководитель |
4.2 | Тема 2. Как уберечь подростка от насилия. Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы») | декабрь | дискуссия | Классный руководитель |
4.3 | Тема 3. Осторожно: суицид. Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения | март | Круглый стол | Классный руководитель |
4.4 | Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях. Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при конфликте | май | психологический тренинг | Классный руководитель |
5 | 9-е классы | |||
5.1 | Тема 1. Портрет современного подростка. Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе | сентябрь | лекция | Классный руководитель |
5.2 | Тема 2. Агрессия, её причины и последствия. Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка | ноябрь | семинар-практикум | Классный руководитель |
5.3 | Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек | февраль | лекция | Классный руководитель |
5.4 | Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Знакомство родителей с результатами диагностики склонностей подростков | апрель | Круглый стол | Классный руководитель |
ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся V-IX классов
Класс | Темы консультаций для родителей | Ответственные |
5 | Мой ребенок становится подростком. Психологические особенности младших подростков. Ребенок в коллективе сверстников. Межличностное общение подростков. Отношения в семье. Компьютерные игры: польза или вред? Вопросы дисциплины. Ответственность родителей за воспитание детей | Классный руководитель |
6 | Роль отца и матери в воспитании ребенка. Как научить учиться с удовольствием? Школьные конфликты. Трудности переходного возраста. Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ? Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения? Трудовое воспитание в семье | Классный руководитель |
7 | Ваш любимый неидеальный ребенок. Подростковый возраст: проблемы полового созревания. Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов. Любовь и дружба в подростковом возрасте. Как помочь ребенку стать взрослым? Подростки в социальных сетях: безопасное поведение. Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье. Предотвращение отчужденности между родителями и детьми. Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»? | Классный руководитель |
8 | Как научиться понимать и принимать подростка? О родительском авторитете. Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях? Подросток в социальных сетях: что делать? Как научить подростка быть ответственным за свои поступки? Домашняя работа: удовольствие или наказание? Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания. Как сохранить репродуктивное здоровье подростка? | Классный руководитель |
9 | Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения. Как помочь подростку в выборе профессии? Как научить детей распоряжаться деньгами? Свободное время и его значение в формировании личности подростка. Интернет-зависимость: пути преодоления. Организация свободного времени детей в период летних каникул. Ответственное родительство – залог благополучия семьи | Классный руководитель |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»
для родителей учащихся X-XI классов
ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся X-XI классов
Класс | Темы консультаций для родителей | Ответственные |
10 | Психофизиологические особенности десятиклассников. Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания. Личное ли это дело – личное счастье? Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников. Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников. Кем быть и каким быть? Организация досуга старшеклассников. Особенности здоровья и физического развития старшеклассника. Режим учебного и физического труда, личная гигиена | Классный руководитель |
11 | Трудности личностного роста и их влияние на обучение. Научная организация учебного труда старшеклассников. Роль театра, кино и телевидения в формировании эстетических идеалов у старшеклассников. Закон и ответственность несовершеннолетних. Формирование здорового образа жизни. Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службе. Самореализация личности | Классный руководитель |
Пожалуй, все родители хотят, чтобы их дети выросли успешными, счастливыми, способными осуществить свои мечты. Но что делать, если ваш ребенок постоянно повторяет: «У меня не получится», «Я не смогу», «Я так не умею»? Почему он не замечает своих успехов и концентрируется на ошибках и неудачах? Причина такого поведения может скрываться в низкой самооценке, которая в будущем доставит ребенку немало проблем – от неуверенности в себе и школьной неуспеваемости до нежелания преодолевать трудности и даже жить. Как же повысить самооценку ребенка?
Как взаимодействовать с детьми, у которых сформировалась низкая самооценка? Ответы на эти и многие другие вопросы вы, уважаемые родители, вы найдете в данной консультации.
Прежде всего, давайте разберемся, что представляет собой самооценка. Самооценка — это ценность, приписываемая личностью себе или отдельным своим качествам. Самооценка ребенка складывается из собственных суждений и мнений окружающих. Последние могут быть как позитивными («Молодец», «Умница», «Ты такой добрый / умный / аккуратный»), так и негативными («Неряха», «Непослушный», «Плакса»). Чем чаще ребенок сталкивается с отрицательным мнением о себе, тем выше вероятность формирования у него низкой самооценки.
Низкая самооценка ребенка выражается в его неуверенности в себе, чрезмерной самокритичности, неспособности реализовать свои задатки.
Часто дети с такой самооценкой имеют ограниченный круг общения и деятельности. Они не отстают от своих сверстников в интеллектуальном развитии, однако внутренняя скованность, напряжение в общении как с детьми, так и с взрослыми не позволяет им проявить себя, доказать свою состоятельность. Обычно низкий уровень самооценки сопровождается повышенной тревожностью, мнительностью, робостью и застенчивостью. Обладает ли ваш ребенок низкой самооценкой? Определить это, уважаемые родители, вы сможете разными способами. Например, проанализировав его ответы на вопросы:
· Ты хороший?
· Ты добрый?
· Ты умный?
· Ты красивый?
· Ты послушный?
· Ты аккуратный?
Можете попросить ребенка обосновать свои ответы («Почему ты так считаешь?»). Затем подсчитайте количество баллов (за каждый положительный ответ полагается 1 балл) и оцените результат:
6 баллов — завышенная самооценка;
5 баллов — высокая;
4 балла — средняя;
3—4 балла — низкая;
1—0 баллов — очень низкая.
О самооценке ребенка может «рассказать» его рисунок. Попросите ребёнка нарисовать что-либо на альбомном листе (ориентирован горизонтально) и проанализируйте размещение рисунка. В норме он располагается по центру листа. Положение рисунка в верхней части листа (чем выше, тем более выражено) трактуется как показатель высокой самооценки, в нижней части — низкой.
Итак, если вы определили, что у вашего ребенка низкая или очень низкая самооценка, самое время приступать к работе по ее повышению.
Прежде всего, уважаемые родители, вспомните: в каких случаях ваш ребенок говорил: «у меня не получится», «я не смогу»? Постарайтесь найти причины его неуверенности в себе. Для этого вспомните вместе с ребенком его успехи и неудачи. Возьмите два листа бумаги. На одном из них перечислите неудачи ребенка, на втором — все победы, которые ему удалось одержать. Приравнивайте к успехам даже самые маленькие, незначительные достижения. Затем сравните и проанализируйте оба списка. Если неудач оказалось больше, обратите внимание на мысли, чувства ребенка, его поведение, отношение к учебе. Возможно, он воспринимает учёбу как тяжёлый труд, но не понимает для чего он необходим. Если больше успехов — проанализируйте собственные ожидания относительно ребенка. Насколько они соответствуют действительности? Возможно, вы хотите от ребенка больше, чем он старается достичь.
Вспомните, уважаемые мамы и папы, о чем вы мечтали в детстве? Все ли ваши мечты осуществились? Иногда родители, не реализовав своих желаний, боятся, что тоже самое произойдет и с их детьми. В таких ситуациях возникает порыв помочь ребенку, направить его, что со временем может перерасти в тотальный контроль и давление. Можно ли это заметить? Конечно. Например, на ваши подбадривания ребенок отвечает «ты повторяешь одно и то же», «я не могу больше слушать это» или делает вид, что ему скучно, что он занят своими делами и т. д. Если такие фразы и невербальные реакции вам знакомы, значит, дело не в неудачах ребенка, а в вашем взаимодействии с ним. В таком случае вернемся к вопросу о том, почему ваш ребенок постоянно повторяет: «У меня не получится», «Я не смогу», «Я так не умею»? Зачем он пытается убедить вас в том, что у него ничего не получится?
Проявляя беспокойство из-за неудач ребенка, вы показываете свои сомнения в его состоятельности и успешности, способности достичь поставленной цели и т. д. Ребенок может подумать, что проблемы возникают лишь у него. Фразами «старайся, ты станешь счастливым и успешным», «если у меня не получилось, то должно получиться у тебя» родители повышают уровень требований к ребенку. Он начинает паниковать, так как вкладывает в свои действия иной смысл. В то же время ребенок понимает, что его неудачи расстраивают родителей, и поэтому, чтобы уйти от давления и не тревожить близких, может сказать «у меня не получится», что будет обозначать «не давите на меня, я все равно не справлюсь». Таким образом, боязнь ребенка сделать что-либо неправильно, разочаровать родителей побуждает его вообще отказываться от деятельности. Чтобы убедиться в этом, вспомните, есть ли в вашем окружении люди, которым ваш ребенок не говорит фразу «у меня не получится»?
Как складываются его отношения с ними? Успешна ли его деятельность? Страх ребенка совершить ошибку, не оправдать доверие родителей будет всегда сильнее его желания достичь поставленной цели. Поймите: ваш ребенок нуждается в вашей любви, вере и поддержке.
Скажите ему: «Я люблю тебя и верю в твои силы. Вместе у нас получится все!». Главнее быть
для ребенка другом, а не коллекционером его наград и достижений. Не так ли?
Постарайтесь справиться со страхом за будущее детей. Это придаст им уверенности в себе и поможет осуществить свои мечты вам на радость. Ваш ребенок должен понять: его мама и папа также нуждаются в поддержке, поэтому ему нельзя останавливаться перед трудностями, нужно двигаться вперед, чтобы завтра было лучше, чем сегодня и вчера.
А что делать, если из-за низкой самооценки ваш ребенок готов на все, лишь бы «завтра» для него не наступило? Как правильно реагировать на его фразу «у меня ничего не получается, я не хочу больше жить»?
Сначала определите, что наводит ребенка на такие мысли.
Например: спросите его, в какие моменты он испытывает тревогу? Ответы могут быть разными: «Меня оскорбляют в школе», «Несправедливо обвиняют в чем-либо», «Часто ссорюсь с друзьями» и т. д.
Иногда ребенок может быть уверенным в том, что приносит окружающим лишь неприятности. Вы можете услышать от него: «такого не испытывал никто, кроме меня». Эту уникальность переживаний нужно разрушить в первую очередь. Важно объяснить ребёнку, что не только он, но и его сверстники, и даже его мама и папа могут оказаться в неприятной ситуации, испытать разочарование, тревогу. Потому что всё, что происходит в нашей жизни, зависит не только от нас самих, но и от обстоятельств, поступков окружающих нас людей и т. д.
Спросите у ребенка о его планах на будущее. (Поверьте, несмотря на мрачные мысли, они у него есть.)
Как вы и ваш ребенок оцениваете: удастся ли их реализовать?
Задумайтесь: как вы говорите о будущем вашего ребенка Вашим друзьям и знакомым и самому ему? Говорите ли вы другим, что ваш ребенок сможет со всем справиться, а ребенку рассказываете, что жизнь — это тяжкий труд, что он (ребенок) будет постоянно сталкиваться с трудностями, и неизвестно, получится ли у него справиться с ними. Услышав это, ребенок может потерять уверенность в своих силах, стать растерянным, тревожным. Он может убедиться, что жизнь — это бесконечная череда препятствий, которые необходимо преодолевать. Вы ориентируете ребенка на учебу, дальнейшую работу, но не объясняете, для чего это нужно, какой в этом смысл. Именно поэтому ребенок не горит желаем преодолевать трудности.
Создайте список проблем, которые вызывают у ребенка суицидальные мысли. Спросите его: «Что такое, по-твоему, смерть?». Часто дети считают ее способом избавления от всех проблем. Объясните ребенку, что ни один, а проблема не стоит человеческой жизни! Из любой, даже самой сложной ситуации можно найти выход! Например, получив плохую отметку, можно постараться исправить ее и т. д.
Вспомните, как вы реагируете на слова вашего ребенка о самоубийстве.
Кричите? Плачете? Пытаетесь отвлечь его? Но отвлечь можно малыша погремушками, но никак не подростка. Как избавить подростка от мыслей о суициде?
Предложите ребенку слепить из разноцветного пластилина любое животное. Когда фигурка будет готова, спросите его: «Доволен ли ты результатом своей работы?», «Животное получилось таким, как ты хотел?», «Все ли усилия ты приложил для этого?» и т. д. Попытайтесь задавать такие вопросы, чтобы хотя бы на один из них ребенок ответил отрицательно.
Услышав это, бросьте пластилиновую фигурку на пол и прокомментируйте свой поступок: «Можно решить проблему простым способом: выбросить то, что тебе не нравится, и потерять это навсегда». Затем, подняв фигурку, добавьте: «А можно попытаться решить проблему. Думая о самоубийстве, ты выбираешь простой способ ее решения. Тебе кажется, что как только ты распрощаешься с жизнью, все будет хорошо. Однако ничего не будет. Жизнь дается человеку один раз и от нее нельзя избавиться, как от этой пластилиновой фигурки. Даже думать о самоубийстве — неправильно. Важно начать решать эти проблемы, а не прятаться за идеей самоубийства. В противном случае будет только депрессивное отношение к жизни. А ведь из нее можно слепить все, что ты хочешь, нужно только постараться».
Вам, уважаемые родители, важно научиться разговаривать со своим ребенком как с взрослым. Учите его решать проблемы, а не убегать от них.
Для этого нужно уметь правильно поддерживать ребенка и правильно одобрять его поступки.
Переходим к упражнениям, которые помогут ребенку повысить самооценку и избавиться от обсуждаемых проблем раз и навсегда.
Индивидуальные упражнения, рассчитаны на детей младшего школьного возраста и младших подростков (10-11 лет).
«Я»
Спросите ребенка: «Какими хорошими качествами ты обладаешь?» Затем попросите остальных членов семьи назвать положительные качества ребенка. После этого кто-либо из взрослых перечисляет различные положительные качества. Ребенок, услышав свойственное ему качество, должен громко сказать: «Я!». В это время все члены семьи аплодируют ему.
«Солнышко»
Попросите ребенка изобразить на альбомном листе солнышко с лучами (не менее 9). Когда рисунок готов, спросите ребенка: «Какое оно, солнышко?» (Яркое, желтое, доброе, теплое и т. д.) Пускай ребенок представит, что солнышко — это он. Попросите его написать свое имя в центре солнышка или сделайте это сами (если ребенок не умеет писать). Можно наклеить в центр рисунка фотографию улыбающегося ребенка. Затем предложите ребенку перечислить его положительные качества.
Если он не знает, с чего начать, помогите ему: «Я считаю, что ты добрый. А какой еще?» Положительные качества записывайте на лучиках. Старайтесь подписать все солнечные лучики. Позвольте ребенку немного пофантазировать, прихвастнуть. Не возражайте, если считаете, что это качество у него не развито или вообще отсутствует.
Важное условие: в чем бы ни провинился ваш ребенок, не упоминайте в момент злости про ваше рукотворное солнышко. Одна невинная фраза «Ты же солнышко, а поступаешь так плохо» способна разрушить положительный эффект упражнения.
«Я — король!»
Ежедневно предоставляйте ребенку возможность побывать в роли короля: сидеть на «троне» (на самом важном месте, по мнению ребёнка, в квартире), давать указания, издавать законы, которые вместе с родителями, братьями и сёстрами он будет выполнять. Время царствования — 7 минут.
« Я –лев!»
Вы предлагаете ребенку закрыть глаза и представить себя львом. В это время вы говорите: «Лев — царь зверей. Он сильный, могучий, уверенный в себе, красивый». По вашей команде ребенок открывает глаза и говорит (например: «Я — лев Андрей»), и проходит гордой, уверенной походкой.
«Ладошки»
Ребёнок на альбомном листе фломастерами обводят свои ладошки, на каждом пальчике записывают свое положительное качество. После этого родитель собирает «ладошки» и зачитывая его содержание, комментируя, что да, это так!
«Комплименты»
Ребёнок по очереди с кем-то из членов семьи говорит несколько добрых слов: «Мне нравится в тебе…».
Принимающий комплимент кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень
приятно!». Затем он делает комплимент своему ребёнку. В конце можно спросить у ребёнка, что ты чувствовал, когда слышал приятные слова в свой адрес? Понравилось ли тебе делать комплименты?
Итак, уважаемые, родители, если вы часто слышите от своего ребенка фразы «У меня не получится», «Я не смогу», «Я всегда поступаю неправильно» и т. д. — значит, у него сформирована низкая самооценка, а не отсутствуют способности быть счастливым и успешным.
Повысить самооценку значит создать предпосылки для формирования у ребёнка чувства уверенности в себе, готовность преодолевать трудности и препятствия на пути к поставленным целям и, конечно же, достигать их. Как Вы видите, в некоторых ситуациях, это может спасти жизнь.
Надеюсь, что рекомендации и упражнения оказались для Вас полезными. Теперь всё зависит от Вас!
Удачи Вам!
Упражнение 1. «Мозговой штурм»
Ответьте себе на вопрос:
«Что Вы можете сделать, чтобы снизить свой уровень переживаний по поводу трудной жизненной ситуации? Что Вы делаете, чтобы позаботиться о себе, доставить себе радость?». При составлении списка постоянно задавайте себе вопрос: «Что ещё Вы можете сделать?», чтобы записанных пунктов получилось как можно больше. Попробуйте найти смысл, наполнить значимостью привычные виды деятельности, осознать, как они могут противостоять негативным переменам».
Упражнение 2. «Знакомство с привычным»
Посмотрите, какой Вы видите трудную жизненную ситуацию, с которой Вы столкнулись, со следующих позиций:
С орбиты космического спутника;·
С высоты птичьего полёта;·
С вершины рядом стоящего дерева;·
С собственной ладони.·
Видите, как всё в жизни относительно.
Упражнение 3. «Психоэнергетический зонтик».
Проводить вместе с ребёнком.
Упражнение проводится в течение 5-7 минут. Представьте, что над Вашей головой образовался «зонтик», который защищает Вас от страхов, тревог и т.д. Уверенно и крепко держите ручку этого «зонтика» на протяжении 5-7 минут. Что Вы чувствуете? Возвращайтесь к этому состоянию всякий раз, когда попадаете в неприятные ситуации.
Упражнение 4. Приемы расслабления, которые можно использовать в трудных жизненных ситуациях
Упражнение «Мороженое».
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что Вы – мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять, расслабляя постепенно кисти рук, за тем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального расслабленного психоэмоционального состояния.
Упражнение «Дерево жизни». Можно выполнять вместе с ребёнком.
Сядьте удобно. Закройте глаза, глубоко вдохните несколько раз и расслабьтесь.. Представьте себе, что Вы находитесь в саду, где растут разные деревья… Все они интересны, но одно из них привлекает ваше внимание… Посмотрите внимательно, что это за дерево?.. Какой у него ствол, ветви?.. В каких условиях оно растет? Представьте, что вы становитесь этим деревом, ваше тело – это ствол, хорошо укорененный в земле, от ствола отходят ветви с листьями. Какой они формы? Есть ли на дереве цветы или плоды? Ваши корни пронизывают землю, из которой поступают питательные вещества…
Земля питает дерево своими соками, и оно набирается сил… Ваши ветви распрямляются, тянутся вверх, листья, цветы или плоды растут… Солнышко согревает и дарит дереву свое тепло… Вы чувствуете прилив сил и энергию внутри себя… Удержите это ощущение… А сейчас откройте глаза и вернитесь в привычное состояние. Что вы почувствовали?.
После завершения упражнения нарисуйте своё дерево на бумаге. Этот рисунок – Ваш ресурс на все случаи встречи с трудными жизненными ситуациями.
Упражнение «Безопасное место» Выполнять вместе с ребёнком
Цель упражнения – сформировать образ безопасного места, создать ощущение безопасности.
Инструкция 1
Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Обращайте внимание на то, как Вы дышите. Если какие-то мысли приходят Вам в голову, то просто отпускайте их.
Представьте себе место, в котором Вы чувствовали бы себя максимально безопасно. Может быть, это место знакомо Вам и Вы его знаете. Может быть, оно существует у Вас в доме или такое место было в доме Вашей родительской семьи. Может быть, это место находится где-то в городе или на природе. А может быть, Вы можете сейчас придумать себе это место. Осмотрите внимательно это место. Послушайте звуки, которые есть в этом месте. Если в этом месте находятся люди, которых Вы не знаете или которые Вам не приятны, попросите их уйти. И сейчас в Вашем безопасном месте старайтесь запомнить все те ощущения, которые есть у Вас, когда Вы находитесь там. Что вы связываете Вас с этим местом?
Обратите внимание на Ваше дыхание: как при вдохе Ваша грудная клетка расправляется, а при выдохе – сужается. Чувствуйте, как ваши ноги опираются об пол, и как стул поддерживает Ваше тело. В удобном для Вас темпе возвращайтесь и открывайте глаза.
Инструкция 2:
Нарисуйте свое безопасное место и разместите рисунок на самом видном для Вас месте. Подумайте, как или в каких случаях Вы будете использовать возможность «безопасного места»? Помните: при встрече с трудными жизненными ситуациями Вы всегда можете туда вернуться.
Таким образом, трудная жизненная ситуация выходит за рамки нашего жизненного опыта, не имеет индивидуальных аналогов переработки. Поэтому мы не можем найти из неё выход, используя привычные способы жизнедеятельности. Иногда происходит так, что человек предпочитает не расставаться со своими негативными переживаниями, какими бы серьезными они ни были, ради заботы, внимания или компенсации, которую он получает.
Как бы тяжело, больно, грустно Вам не было, помните, что ничего не бывает вечным: день сменяет ночь, солнечную погоду – дождливая.
Научитесь сами и научите своего ребёнка относиться к трудностям как к временным, тем более что так оно и есть. Научитесь принимать и преодолевать трудные жизненные ситуации так, чтобы через них принять и полюбить себя, получить новый жизненный опыт, научиться видеть жизнь во всём её разнообразии, находить позитивное в негативном. Не случайно Лев Толстой писал: «Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил его выиграть».
Трудная жизненная ситуация – это, с одной стороны, опасность, угроза для жизни и здоровья, а с другой стороны, – опасность, что мы не заметим тот шанс, те возможности, которые она нам предоставляет, и не воспользуемся ими. Что станет результатом Вашей встречи с трудной жизненной ситуацией – зависит только от Вас. Ведь всё в Ваших руках!
1. Какими бы сложными, неразрешимыми или даже трагическими ни казались возникшие обстоятельства, необходимо задаться вопросом: «Что полезного может мне дать эта ситуация?». В любой обстановке, при любом стечении событий есть что-то жизненно необходимое именно для Вас сейчас, иначе они не возникли бы. Большинство ситуаций в жизни мы, так или иначе, создаем сами, спровоцировав их ранее принятыми решениями и взглядами на жизнь, себя и других. Чтобы не блуждать в вечной неопределенности, судьба периодически дает нам обратную связь для дальнейшей корректировки наших мыслей, взглядов и действий. То, что есть сейчас можно рассматривать как меньшее зло из возможных или как вызов, новую ступень для личностного роста.
2. После трудной жизненной ситуации нельзя изолироваться. Изоляция от других людей и постоянное обдумывание проблемы только усугубит ситуацию. Научитесь просить о поддержке. Очень важно не закрываться в себе, а открыться близкому человеку. Это может быть родственник, друг, близкий человек, которому Вы доверяете.
3. Чтобы найти в себе силы и мудрость разрешить трудную жизненную ситуацию наилучшим образом, вспомните, какие качества и свойства Вас наиболее привлекают в других людях. Именно эти особенности характера Вам сейчас более чем необходимы – их нужно найти в себе, позволить им проявить себя, развивать их и воспитывать. Чтобы взять под контроль ситуацию и не нуждаться в контроле над другими – достаточно управлять собой.
4. Безвыходных ситуаций не бывает. Обратитесь к собственному опыту. Вспомните все ситуации, когда Вам удавалось чего-то добиться или казавшееся безнадежным дело, вдруг обернулось для Вас удачей. Сделайте единственно возможный для себя вывод: Вы решали и не такие сложные проблемы, справитесь и с этой.
5. Было бы ошибкой постоянно стремиться избежать неприятностей и проблем. Во-первых, концентрируясь на неприятностях, Вы склонны притягивать их в свою жизнь, а во-вторых, это отвлекает Ваше внимание от основной желаемой цели. Поэтому самое разумное – самостоятельно представить наилучший сценарий своей жизни и двигаться в выбранном направлении, не боясь трудностей. Они неизбежны, но преодолимы.
6. Вам во многом должно нравиться то, что Вы делаете, то, как, где, в каком окружении живете. Это необходимое условие для счастья и правило счастливых людей. С опорой на то, что Вас радует в вашей жизни, с адекватной положительной оценкой себя, Вы можете успешно менять то, что Вас не устраивает.







